воскресенье, 25 марта 2012 г.

Генеалогия бия Татигаса и проблема вхождения башкир в состав Русского государства

Исянгулов Ш.Н. Генеалогия бия Татигаса и проблема вхождения башкир в состав Русского государства // Труды Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. Вып. V. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. С. 177–183.

Малоизученной в местной историографии на сегодняшний день остается генеалогия юрматынского бия Татигаса.
Что касается предков Татигаса, то о них также известно немного. Отцом Татигаса, наверное, был его предшественник – Бурнак бий. Дело в том, что в начале XIX в. потомки Татигаса называли его в своих прошениях на имя Оренбургского военного губернатора В.А. Перовского Татигасом Мурнаковым [Асфандияров, 1982. С. 22]. Бурнак и его брат Ядкар, согласно шежере, были сыновьями некоего ногайца и дочери юрматынского бия Чачлы Дервиша. Р.Г. Кузеев считал, что Бурнак – прозвище, а не имя. Данный вывод делался им исходя из сообщения шежере деревень Чатырман и Мукач, которое было прочитано следующим образом: «Бурнак, из народа Нугай, имя его Казанкап». Ученый предположил, что имя-прозвище Бурнак, согласно преданию, являлось производным от двух слов: борон – морда и ак – белый [Башкирские, 1960. С.36, 43, 185]. Между тем, из нового перевода шежере д. Четырман и Мукач становится ясно, что имя Казанчи (а не Казанкап) относится к другому человеку, а не к Бурнаку. И никакой дополнительной информации рядом с именем Бурнака не имеется [Башкирские, 2002. С.46]. Конечно, можно допустить, что Бурнак – прозвище, ведь подобные прозвища известны в истории. Например, последний хорезмшах из династии Ануштегинидов Джелаль-ад-Дин имел прозвище «Манкбурны» («Мангуберти»), которое произошло от двух слов: мингли – родинка и борон – лицо, нос (морда). В то же время следует отметить, что Бурнак было, наверное, довольно распространенным именем у тюркских племен. Например, последний бий башкирского рода сартай Джалык, живший во второй половине XIV в., был сыном Бурнака [Башкирское, 1987. С.173]. Поэтому можно вполне допустить, что Бурнак – собственное имя юрматынского бия ногайского происхождения. Это тем более вероятно, что его преемник Татигас назван в документах, как уже было сказано, Мурнаковым.
Бурнак после смерти деда стал бием юрматынцев. Таким образом, в племени юрматы утвердилась ногайская династическая линия. Впоследствии и Татигас получил от царя ногайский титул мурзы. Но здесь следует обратить внимание, на его происхождение. Вполне возможно, что уже от рождения Татигас имел титул мурзы. Дело в том, что в Ногайской Орде данный титул имели все потомки эмира Едигея от рождения. Можно предположить, что дед Татигаса по отцовской линии, имя которого неизвестно, являлся одним из многочисленных потомков Едигея и имел наследственный титул мурзы [Исянгулов, Ногайское, 2008. С. 93–97]. Как известно, Едигей имел около 30 сыновей, а к XVI в. его потомство было огромным. Формально все потомки Едигея могли претендовать на власть в Ногайской Орде. Фактически же участь многих мурз была печальной, и большинство из них становились «изгоями». Именно таким мурзой – «изгоем», возможно, был дед Татигаса, который находился в подчинении, точнее в «почетном плену» у бия башкирского племени юрматы. Таким образом, Татигас был наверняка потомком золотоордынского эмира и основателя Ногайской Орды Едигея (1352–1419), и от рождения носил титул мурзы. Ему удалось доказать свое происхождение и титул был подтвержден царем. Но он ведь был также бием, однако этого титула он от царя не получил. Спрашивается, почему.
Ответ на этот вопрос достаточно прост. До революции В.А. Новиков опубликовал царскую грамоту уфимскому воеводе Л.А. Плещееву от 21 августа 1649 г. об утверждении за башкирами Татигасом, Азнаем, Ильчек-Тимером и Кармышом земель в Уфимском уезде по обе стороны реки Белой: «В копии с грамоты 7157 года, выданной из Оренбургской палаты гражданского суда 21 июня 1823 года, башкирам Юрматынской на землю, им принадлежащую, написано: «Августа 21 дня прислано от великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца на Уфу в приказную избу стольнику и воеводе Льву Афанасьевичу Плещееву грамота, а в грамоте писано: пришли четыре человека от башкирцев, а именно: Титегач, Азнаи-Ильчик, Темир и Кармыш, и пришедши себя объявили и рабством своим приложились, что нас триста домов и просили: оставшияся от перешедших нагаевских башкирцев земли, по обе стороны Белой реки, верхнее урочище – от устья Негуш реки, а нижнее урочище – Кугульковой горе к Белой реке мысом кургунтом к низу по обе стороны Бело реки текущими мелкими речками и врашками и степями слесными угодьями и горами, за которой платить им в казну сто куниц и потому царь и великий князь Алексей Михайлович Титегач бы, Азная, Ильчик-Темира, Кармыша с триста домами за преклонение рабством своим всех их пожаловал нагайскими землями и чтоб платить ежегодно сто куниц, а Титегача пожаловал мурзою чином, Азная пожаловал старостой и пожаловал их кармазинным кафтаном» [Новиков, 1879. С.204].
Основываясь на этом документе, З. Валиди Тоган считал, что юрматынцы вошли в состав Русского государства именно в 1649 г. [Тоган, 2010. С.47–48]. В советское время исследователи не хотели признавать эту дату, отодвигая ее на 100 лет ранее.
В 1634 г. умер последний бий Большой Ногайской Орды Канай бен Динбай бен Исмаил, после чего бий царем не был назначен. Большая Ногайская Орда окончательно распалась. При отсутствии бия Ногайской Орды царь в 1649 г., несомненно, не мог утвердить бием башкирского вождя Татигаса, племя которого лишь недавно подчинялась ногаям. В противном случае бий небольшого племени стал бы выше по статусу недавних сюзеренов – ногайских мурз.
Генеалогические материалы также подтверждают мысль З. Валиди Тогана о том, что юрматынцы принял подданство именно в 1649 г.
В опубликованных шежере юрматынцев дальнейшая генеалогия потомков Татигас бия не имеется. В них рассказы заканчиваются обычно вхождением племени в состав Русского государства и разделением земель между родами [Лоссиевский, 1883. С. 380–383; Башкирские, 1960. С.27–35; Башкирские, 2002. С. 51–60]. Лишь кандидат филологических наук Н. Суяргулов сообщает, что у Татигаса был сын Маскау (Москов), у него – Хужанай, у Хужаная – Кутек мурза, у него – Суяргул, у Суяргула – Бурангул, у Бурангула – Кадергали, у Кадергали – Аитбай, у Аиттбая – Кагарман, у Кагармана – Алибай, который в свою очередь является отцом автора статьи. Однако в том же шежере даны и несколько другие сведения: у Татигаса было 4 сыновей: старший Акман основал деревню Табылды, второй Атзитар – д. Яушево, третий Кинзябай – д. Четырман, четвертый Хужанай – д. Кабакушево. В генеалогической таблице же сыном Татигаса указан Маскау, сыном Маскауа – Хужанай, сыном Хужаная – Назар, сыном Назара – Кутек-мурза [Суяргулов, 2002. С.181, 182]. Таким образом, лишь в одной публикации мы встречаем, по крайней мере, с тремя версиями генеалогической цепочки, идущей от бия Татигаса.
В 1864 г. В.В. Вельяминов-Зернов ввел в научный оборот царскую грамоту уфимскому воеводе Ф.Я. Милославскому от 8 февраля 1650 г. об ограждении вотчины служилого башкира Маская Тайдигашева от насилий со стороны соплеменников: «Бил нам челом Уфимской служилой башкирец Маскайка Тайдигашев, а сказал: служил де он всякие наши службы, и как он бывает на наших службах, и без нево де ево братья вотчины ево всякими угодьи и лес секут и зверя ловят, и нам бы ево Маскайка пожаловать от Уфимских Башкирцов велет оборегать» [Вельяминов-Зернов, 1864. С.30]. В наши дни она полностью перепечатана историком А.З. Асфандияровым и доступна практически каждому [Асфандияров, 2006. С.145]. Казалось бы, пока у нас нет особых поводов связывать некоего башкирского тархана Маская Тайдигашева с сыном юрматынского бия Татигаса, который по данным Н. Суяргулова носил имя Маскау. Ведь в документе он назван лишь уфимским служилым башкирцем, а не конкретно юрматынцем. Однако то, что именно упомянутый Маскай Тайдигашев и являлся сыном бия Татигаса свидетельствует другой документ, опубликованный также А.З. Асфандияровым. Это императорский указ тарханскому сыну Юрматынской волости Уфимского уезда Аиту Рысову от 13 мая 1743 г., в котором упоминается дед ходатайствующего тархан Кадырбек Кинзин и прапрадед Москайка Тойтягачев. Здесь описывается, что Аит предъявил грамоту 7158 г. (1650 г.), в котором было велено его прапрадеда «Москайку Тойтягачева оберегать и до обид не допущать» [Асфандияров, 2006. С.121]. Не остается никаких сомнений в том, что в 1743 г. Аит имел на руках именно ту грамоту, которая была дана его предку в 1650 г. (опубликованная В.В. Вельяминовым-Зерновым). Таким образом, мы выясняем, что у бия Татигаса был, по крайней мере, один сын по имени Маскау (Москов), что подтверждается и документальными источниками, и шежере. Маскау являлся тарханом – служилым человеком и жил в середине XVII в. По источникам видно, что к середине XVII в. произошла смена этнической идентификации юрматынских биев, они уже называются «уфимскими служилыми башкирцами», а не ногайцами. Впрочем, эта тенденция стала заметной еще при жизни Татигаса.
Тот же документ свидетельствует, что прадедом Аита был Кинзя, так как его дед назван Кинзиным. Этот Кинзя, наверное, соответствует Кинзябаю из шежере, основавшему будто бы деревню Четырман. Исходя из этого, можно предположить, что Акман, Атзитар и Хужанай являлись братьями Кинзябая, и соответственно, внуками бия Татигаса (а не сыновьями).
Другие документы, также опубликованные В.В. Вельяминовым-Зерновым и А.З. Асфандияровым свидетельствуют, что у Кинзи (Кинзябая) было трое сыновей: Кадырбек, Бердибек и Юсуп. В феврале 1735 г. они получили указ Уфимской провинциальной канцелярии о том, что являются тарханами [Асфандияров, 2006. С.120, 121, 122, 137]. Но к тому времени они были достаточно пожилыми людьми, и вскоре покинули этот мир, так как через 8 лет о получении тарханского звания ходатайствовали уже внуки Кадырбека – Кутлуюл Калмаков, Савунай, Аит Рысовы, Казбулат Азнаев, Карабай Кастев. Хотя Аит и Ашир Рысовы в указе 1735 г. упоминаются, однако в 1743 г. Аиту в тарханстве было отказано.
Таким образом, и потомки Маскауа (Москова) являлись на протяжении почти столетия тарханами, и несли военную службу. Однако в 1740-е гг. более молодые представители Татигачевых не получили тарханского звания.
Кутюк-мурза Назаров известен как участник восстания 30-х гг. XVIII в. [Материалы, 2002. С.358]. Он же участвовал в 1756 г. в продаже земли. 12 июля 1756 г. башкиры Мурзаларского аймака Ногайской дороги, входившие в команду старшины Муталлапа Кулчюкова, сдали в аренду на 50 лет торговым татарам из Сеитовского посада земли. Появилась деревня Балыклы. Продавцами указаны 35 человек, в том числе Кутек Назаров, Кутлуел Кутманов, Кутлумет Кутюков, Унгар Кутюков, Султангул Кутлуметев, Арасланбек Кутюков Кутлуметев, Имангул Кутлуметев, Четеи Кулмаков, Савка Рысов, Каспула Азеев, Калмек Азеев [ЦГИА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 137. Л. 40–41]. В том же 1756 г. вотчинники Мурзаларской волости Ногайской дороги продали мещерякам Амиру, Ибрагиму и Юмашу Ишмаметовым земли на 50 лет. Продавцами были те же лица, при этом Кутюк Назаров назван мурзой [ЦГИА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 137. Л. 59–61]. Здесь следует обратить внимание на то, что Кутюк Назаров еще в середине XVIII в. (1756 г.) носил титул мурзы, который по своему происхождению являлся ногайским. Однако другие потомки Татигаса, в том числе сыновья Кутюка, его не имели.
Выясняем, что отцом Кутюка мурзы был на самом деле Назар, а дедом, наверное, Хужанай, сын Маскауа. Указаны двое сыновей Кутюк-мурзы: Кутлумбет, Унгар и трое внуков: Султангул, Арасланбек и Имангул Кутлумбетовы. Кутлумбет Кутунов (точнее – Кутуков) упоминается еще в документах за 1743 г., когда ему было также отказано в тарханстве [Асфандияров, 2006. С.120]. Его сын Султангул впоследствии участвовал в Польском походе 1771–1773 гг. [Башкирское, 2009. С.88]. Сыновья Султангула Ахмер и Мурадым вошли в шежере д. Четырман, из которого видно, что они проживали в д. Кабакуш [Башкирские, 1960. С.41, 48; Башкирские, 2002. С.49–50]. Таблица с указанием потомков Ахмера и Мурадыма по материалам ревизских сказок 1816–1850 гг. приводится в одной из наших работ [Исянгулов, 2001. С.27–29]. Мурадым Султангулов (1779–1840) служил зауряд-есаулом, а один из его сыновей Гайса (1810 г. р.) в 1850 г. был юртовым старшиной и носил фамилию Кутлумбетов.
Ревизские сказки позволяют уточнить годы жизни указанных в статье Н. Суяргулова потомков бия Татигаса. В частности, у Суяргула, одного из сыновей Кутюк-мурзы, проживавшего в д. Кабакуш Стерлитамакского уезда, было трое сыновей: Киикбай (1759–1843), Бурангул (1767–1831), Зайнулла (1787–умер после 1850 г.). Единственный сын Бурангула Казиргали родился в 1794 г., сыновья последнего: Аитбай – в 1818 г., Сагит – в 1822 г. Второй сын Аитбая Кагарман родился в 1847 г. [ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 309. Л. 560 об; Д. 527. Л. 388 об–390; Д. 660. Л. 292 об–295.]. Таким образом, выясняется, что верной является третья версия генеалогии потомков бия Татигаса, нашедшая отражение в статье Н. Суяргулова в виде таблицы.
Генеалогические материалы подтверждают, что бий Татигас жил именно в первой половине XVII в., так как его сын Маскау жаловался властям в 1650 г., а правнуки здравствовали в 1735 г. Исходя из этих данных, делаем вывод: наиболее близким к истине является мнение З. Валиди Тогана о том, что юрматынцы приняли подданство в 1649 г. Эта дата согласуется со всей предшествующей историей Большой Ногайской Орды и входивших в нее башкирских племен. По нашему мнению, не только Татигас, но и все другие вожди родов и племен, известных из шежере, как инициаторы вхождения в состав Русского государства (Канзафар, Шагали Шакман, Бикбау, Иски, Каракужак и другие), жили именно в первой половине XVII в., а не в середине XVI в. Данному вопросу была посвящена специальная статья [Исянгулов, Малоизученные, 2008. С.55–67]. Здесь же укажем лишь имеющиеся дополнительные сведения. Например, в шежере башкир племен бурзян, кыпсак, усерган и тамьян упоминается некто Бусай-хан, притеснявший башкир. В конце концов, башкиры схватили Бусая-хана и бия Актуша (Актулуша) и передали их будто бы Ивану Васильевичу [Назаров, 1890. С.167; Башкирские, 1960. С.75, 78]. Ни один историк не попытался идентифицировать Бусая и Актулуша с реальными людьми. По нашему мнению, хан Бусай на самом деле не был чингизидом, который бы мог носить титул хана, а являлся ногайским мурзой, одним из многочисленных потомков Едигея. Бий Большой Ногайской Орды Исмаил (умер в 1563 г.) был праправнуком Едигея. Известны имена 10 сыновей Исмаила, одним из которых был Мухаммед. Сыном Мухаммеда являлся Саид-Ахмед, имевший в свою очередь, по крайней мере, 7 сыновей. Одним из них был Басай [http://hrono.info/geneal/geanl_tt_18.html]. Получается, он жил в первой половине XVII в. Ведь представители того же поколения ногайских мурз Кара-Кельмамет (стал нурадином в 1623 г.) и Аксак-Кельмамет (убит в 1619 г.), также известные по башкирским преданиям и шежере, действовали на политической арене в 1600–1630-е гг. [Новосельский, 1948. С.140; Трепавлов, 1997. С.25]. По нашему мнению, этот мурза Басай, сын Саид-Ахмеда и является тем ханом Бусаем, известным нам по шежере юго-восточных башкирских племен.
Таким образом, вышеприведенные генеалогические материалы свидетельствуют, что проблема вхождения башкирских племен в состав Русского государства еще далека от окончательного решения и требует дополнительных исследований. В то же время не вызывает сомнения то, что в середине XVI в. некоторые башкирские роды приняли российское подданство. Однако тогда на политической арене действовали совсем другие башкирские вожди.

Литература и источники
1. Асфандияров А.З. Башкирские источники XVIXIX вв. о добровольном присоединении края к Русскому государству // Историческое значение добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству: Сборник докладов и выступлений. Уфа, 1982.
2. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006.
3. Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002.
4. Башкирские шежере. Уфа, 1960.
5. Башкирское войско в Польском походе (1771–1773). Сборник документов / Сост.: И.М. Гвоздикова, Б.А. Азнабаев, К.А. Мухамедьярова. Уфа, 2009.
6. Башкирское народное творчество. Т. II. Предания и легенды. Уфа, 1987.
7. Валиди Тоган А. История башкир. Уфа, 2010.
8. Вельяминов-Зернов В.В. Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями // Записки Императорской Академии Наук. Т. IV. Кн. II. СПб., 1864. Приложение 6.
9. Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа, 2008.
10. Исянгулов Ш.Н. Ногайское наследие у башкир: политическое устройство, система родства и антропонимика // Урал – Алтай: через века в будущее: Материалы III Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Н.К. Дмитриева. Т. II. Уфа, 2008.
11. Исянгулов Ш.Н. Старый Четырман: Историко-краеведческое издание. Уфа, 2001.
12. Лоссиевский (Уфимский) М.В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам (историко-этнографический очерк) // Справочная книга Уфимской губернии. Уфа, 1883.
13. Материалы по истории Башкортостана. Оренбургская экспедиция и башкирские восстания 30-х годов XVIII в. / Авт.-сост. Н.Ф. Демидова. Т. 6. Уфа, 2002.
14. Назаров П.К. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. 1890. № 1.
15. Новиков В.А. Сборник материалов для истории Уфимского дворянства. Уфа, 1879.
16. Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М.–Л., 1948.
17. Суяргулов Н. Я – представитель двадцать четвертого поколения // Агидель. 2002. № 7. На башк. яз.
18. Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии, XVXVII вв. / Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. Уфа, 1997.
19. ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 309, 527, 660.
20. ЦГИА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 137.
21. http://hrono.info/geneal/geanl_tt_18.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий