понедельник, 26 марта 2012 г.

Башкиры-усергане в улусно-крыльевой системе Золотой Орды

Исянгулов Ш.Н. Башкиры-усергане в улусно-крыльевой системе Золотой Орды // Проблемы востоковедения (Уфа). 2010. № 1. С. 72-76.

В 1220–1240-е гг. башкирские племена оказались в составе Улуса Джучи, западной части Монгольской империи. Уже было замечено в историографии, что башкирские предания в основном рассказывают о борьбе с монголами, тогда как шежере и таварихи (письменные истории) – свидетельствуют о добровольном признании власти Чингиз-хана [1, с. 31–32].
Новое государственное образование – Золотая Орда, вначале как часть общей Монгольской империи, была разделена на улусы между различными родственниками Батыя. По возвращении из западного похода Батый, по данным Абульгази, наделил улусами своих братьев. Шибану также были переданы народы кушчи, найман, карлык, буйрак, Тука-Тимуру – минг, тархан, ушун и ойрат [2, с. 133–134]. Возможно, что в личный улус Батыя вошли народы кыйат, мангыт, салджиут и конграт [3, с. 24]. Здесь следует обратить внимание на конгратов. От них ведет свое происхождение башкирское племя тангаур, долгое время находившиеся под влиянием усерганцев.
Исследователи Г.А. Федоров-Давыдов и В.Л. Егоров, основываясь на сообщениях различных авторов, реконструировали отдельные владения – улусы. Например, по их мнению, вдоль правого и левого берегов р. Яика располагалось два улуса. Сам Батый кочевал вдоль побережья Волги. Пятый сын Джучи Шибан занимал территории современного Северного Казахстана и Западной Сибири. Границей между улусами Батыя и Шибана считалась река Яик [4, с. 60–61; 5, с. 163–164]. С данной проблемой связана и давняя дискуссия в исторической науке о Белой и Синей Орде [6, с. 355–382]. Кроме разделения Золотой Орды на три большие части: улусы Батыя, Шибана и Орды, существовали и более мелкие улусы, принадлежавшие всем остальным Чингизидам.
Вопрос о разделении башкирских племен между наиболее крупными улусами Золотой Орды уже поднимался в местной историографии. В.А. Иванов писал, что земли башкирских племен оказались разделенными между двумя улусами: западные и центральные районы Башкирии вошли в улус дома Батыя, а степи юго-восточной (зауральской) Башкирии стали достоянием Шайбанидов [7, с. 122]. Более подробно вопрос о вхождении Башкирии в улусно-крыльевую систему Золотой Орды рассмотрен в монографии Ю.М. Юсупова. Он также приходит к выводу, что территория Башкирии входила и в улус Батыя, и в улус Шибана. Однако, по его мнению, крыльевое деление поверхностно коснулось Башкирии и, скорее всего, было номинальным, нежели фактическим [1, с. 35]. Между тем, источники показывают, что представители многих впоследствии крупных башкирских родов и племен, скорее всего в XIII в. еще вовсе не являлись жителями так называемой Баскардии.
Ценнейшим историческим источником, который позволяет реконструировать, в какую улусно-крыльевую систему Золотой Орды входили башкиры – усергане, является таварих «История Усергана», рукопись которого хранится в Научной библиотеке УНЦ РАН. Отдельные фрагменты данного сочинения были включены в сборники шежере и статьи академика Г.Б. Хусаинова [8, с. 195–200; 9, с. 54–60; 10, с. 45]. В более полном виде оно также было опубликовано под названием «Башҡорт тәуарихы» («История башкир») академиком Г.Б. Хусаиновым [11, с. 79–99]. Другой список «Истории Усергана» недавно опубликован татарским филологом М.И. Ахметзяновым [12, с. 38–65].
«История Усергана» изучена литературоведами как литературный источник [13, с. 137–144]. Н.А. Мажитов и А.Н. Султанова обратились к ней как историческому источнику и на основании изложенных в «Истории Усергана» сведений привели список башкирских правителей и примерные годы их правления [14, с. 347–351, 479–480]. Данная статья практически является логическим продолжением их выводов.
В сочинении приведен список (поколения) усерганских биев, при этом напротив каждого из них даны уточнения, в какое время они правили, точнее при каких они жили ханах. Ниже даются ханы и жившие при них усерганские бии по сведениям, приводимым Г.Б. Хусаиновым и М.И. Ахметзяновым [11, с. 79–99; 12, с. 38–65].

Усерганские бии (по Г. Хусаинову)
Усерганские бии (по М. Ахметзянову)
Ханы (по Г. Хусаинову)
Ханы (по М. Ахметзянову)
Муйтен
Муйтан
Чингиз-хан
Чингиз-хан
Шакмулла
Шыкмалы бен Муйтан
Сайын бен Балчук бен Чингиз
Чайан
Бузеке
Буреке бен Шыкмалы
Тукан
Тукан
Жарука
Серка бен Буреке
Таухиль
Тугрыл
Мангут
Манкут бен Буреке
Узбек
Узбек
Урал
Арал бен Манкут
Джанибек
Джанибек
Инсан бен Урал
Инсан бен Арал
Бердибек
Бердибек
Буйта
Йата бен Арал
Таука Ходжа
Тукхужа
Ирбан бен Буйта
Арбан бен Арал
Тохтамыш
Тохтамыш
Тулебай

Барак

Тимер Карабуга
Тимер Капка
Куска
Барак
Сарыш
Сарыш бен Карача
Касим
Касим
Япынчы
Йабынчы
Кучум
Кучум
Казаксал
Казаксал
Бердибек султан бен Турахан
Бердибек султан

Родоначальник усерганцев Муйтен бий был современником Чингиз-хана. Здесь мы не ставим себе целью рассмотрение проблемы вхождения башкирских племен в состав Монгольской империи. Данному вопросу посвящена довольно большая литература, в том числе и зарубежная [8, с. 201; 15, с. 254; 16, с. 298–304; 17, с. 314–328; 10, с. 42–49; 14, с. 329–342; 1, с. 25–40]. Сын Муйтена Шакмулла был бием при Сайын батыре бен Балчу бен Чингизе [11, с. 94]. М.И. Ахметзянов пишет, что Шыкмалы бен Муйтен жил в годы правления Чайан батыр хана, и добавляет, что такого хана в истории не было [12, с. 48]. Между тем никакой ошибки в сочинении нет. Такие авторы средневековья, как Рашид ад-Дин, ан-Нувейри, Ибн Халдун, Гаффари, Абульгази Саин-ханом называли сына Джучи, внука Чингиз-хана – Батыя [18, с. 150, 378; 19, с. 48, 210; 2, с. 126]. Как известно, другие историки, например, Утемиш-хаджи, именуют Батыя просто Саин-ханом, не упоминая его настоящего имени [20, с. 92–95]. Английский исследователь Дж. Бойл показал, что «Саин-хан» – это посмертный титул Батыя. Дело в том, что словом «саин» монгольские правители обозначали своих умерших предшественников, имена которых, в соответствии с обычаем, упоминать не следовало [21, с. 28–31; 22, с. 23–27].
Упоминание имени «Саин-хана» наверняка означает, что основная часть башкир в 1230–1240-е гг. вошла не только в Золотую Орду, а возможно и в личный улус Батыя.
Р.Г. Кузеев писал, что усергане в XIII в. кочевали в юго-западном Приуралье, постепенно продвигаясь в предгорья Южного Урала, и нередко зимовали в Приаралье и на Сырдарье [15, с. 158]. Далее бием усерганцев стал сын Шыкмалы Буреке. Он жил при хане Тукане [12, с. 48]. В другом списке он назван Бузеке, также при Тукан хане [11, с. 96]. В шежере племени усерган говорится:
«Его сын Бэзэк-бий,
Угощения его богаты,
Справляя многочисленные празднества
[Бэзэк] бий получил от хана перстень» [8, с. 85].
В местной историографии уже было высказано мнение о том, что под упомянутым в шежере Туканом имеется в виду сын Батыя [14, с. 348, 350, 479]. Как известно, второй сын Батыя Тукан никогда не был ханом Золотой Орды [19, с. 49]. Он женился на вдове своего отца Баракчин, которая правила Ордой некоторое время после смерти Сартака, старшего сына Батыя. К тому времени (1257 г.) Тукан, наверное, умер, так как о его претензиях на трон в источниках не сообщается [18, с. 150–151]. Т.И. Султанов считает, что Тукан умер до 1258 г. [23, с. 428]. Если Тукан никогда не правил Золотой Ордой, почему же он назван ханом и сюзереном усерганцев? Здесь может быть несколько вариантов:
1. Тукан назван лишь как промежуточная инстанция в генеалогии Батуидов – ханов Золотой Орды, хотя это маловероятно. Ведь не упомянуты же сыновья Тукана – ханы Золотой Орды: Менгу-Тимур (1266–1280) и Туда-Менгу (1280–1287), несомненно, оставившие более серьезный исторический след в истории, нежели их отец, известный лишь узким специалистам – генеалогам родословной Джучидов.
2. Вариант, что Тукан упомянут потому, что его жена Баракчин являлась регентшей Золотой Орды, должен быть отвергнут. К тому времени он, как и предполагают историки, наверняка умер, иначе великий каган Мунке не назначил бы правительницей Орды его жену Баракчин при малолетнем хане Улагчи.
3. Тукан выступал здесь не как верховный правитель, а как правитель определенного улуса в Орде, куда были отнесены и усергане. Следует предположить, что еще в молодости Тукан от Батыя получил личный удел – улус. К этому выводу можно прийти именно потому, что Тукан практически неизвестен как политический деятель. Глава усерганцев стал одним из ближайших сподвижников молодого принца, о чем свидетельствует шежере. Ханом Тукан назван, возможно, по инерции, а возможно и потому, что текст тем самым отражает реально существовавшие в то время центробежные тенденции в Орде.
Таким образом, приходим к выводу, что вероятно Тукан являлся именно правителем улуса, в состав которого входили усергане. Можно предположить, что данный улус находился где-то в междуречье Нижней Волги и Яика. Вполне вероятно, что территория улуса располагалась и на левом берегу Яика.
Позже бием стал сын Буреке Серка или Жарука, живший при хане Тогруле. В шежере он назван Джурек бием [8, с. 85]. М.И. Ахметзянов также отмечает, что хана по имени Тугрыйл (Тогрул) в Золотой Орде не было [12, с. 48]. Десятый сын (по Рашид ад-Дину) хана Менгу-Тимура (1266–1280) и внук упомянутого Тукана Тогрылча или Тогрыл, как известно, официально не был ханом [19, с. 51]. Но после прихода к власти в Орде Тулабуги (1287 г.) одним из соправителей хана стал его двоюродный брат Тогрылча. В 1291 г. Тулабуга, Тогрылча и еще четверо сыновей Менгу-Тимура потерпели поражение от Тохты и Ногая и были казнены [18, с. 107–108]. Не будучи ханом, Тогрылча в 1287–1291 гг. был одним из правителей Орды. Также можно предположить, что Тогрылча, кроме всего прочего, был также правителем улуса, доставшийся ему от деда Тукана, и считался сюзереном усерганцев. Таким образом, в левобережье Волги имелся улус, который подчинялся потомкам Батыя: вначале Тукану, потом его внуку Тогрылу. Однако в XIII в. чингизиды, правившие в левобережных улусах, в борьбе за верховную власть практически всегда терпели поражения, как Тогрыл (можно предположить, что его четверо братьев также имели улусы в левобережье Волги) и возможно Тукан.
Упоминание Тогрыла, как хана Золотой Орды, имела еще одну традицию. В некоторых поздних персидских источниках (Аноним Искандера, Гаффари) Тогрыл включен в список ханов, как царствовавший до своего сына Узбека после Тохты [19, с. 127–128, 211]. Думается, это сделано лишь потому, что Тогрыл был отцом знаменитого хана и, наверное, по мнению этих историков, также должен был быть, несомненно, верховным правителем государства. Предполагать о влиянии данных источников на башкирский текст, по нашему мнению, представляется неверным. Хотя можно предположить, что возможно миф о царствовании Тогрыла до своего сына Узбека получил распространение в историческом сознании восточных народов.
Второй сын Буреке Манкот (Мангут) был бием при хане Узбеке (1312–1341). Также М.И. Ахметзянов приводит следующее предание: при хане Узбеке в Сарайчике сидели два его везиря: Амат и Самат. Они правили над ногайцами и башкирами и были язычниками [12, с. 56].
Таким образом, в обоих списках «Истории Усергана» отмечены: основатель Монгольской империи Чингиз-хан, и его внук Батый (годы правления в улусе Джучи: 1227–1256), имевший посмертное имя Саин; потомки Батыя – Батуиды, ханы Золотой Орды: Узбек (1313–1341), Джанибек (1342–1357), Бердибек (1357–1359). Также приводятся и представители Батуидов, не являвшиеся никогда ханами Золотой Орды. Например, Тукан, второй сын Батыя, вероятно умерший вскоре после смерти своего отца. Не был ханом и Тогрыл, внук Тукана, и отец хана Узбека. Все эти Чингизиды являются представителями одной линии – Батыя (Батуидами). Не упомянуты лишь Джучи, отец Батыя, никогда не являвшийся самостоятельным правителем, и Менгу-Тимур, сын Тукана и отец Тогрыла, хан Золотой Орды в 1266–1280 гг. Обращает внимание и то, что в «Истории Усергана» не упомянуты другие ханы Золотой Орды – представители боковых ветвей Джучидов: Сартак, Улагчи, Берке, Туда-Менгу, Тулабуга, Тохта. Все это дает основание предполагать, что здесь Батуиды названы не как верховные правители государства, а как правители личного улуса. Если так, то получается, что до смерти Бердибека усергане, входили в личный улус Батыя и потомков его второго сына Тукана.
Совсем иная ситуация сложилась после смерти Бердибека. Династия Батыя вымерла, единое государство распалось. Хотя по предположению историков, поддержанные Мамаем ханы в 1360–1370-е гг. являлись представителями Батуидов, однако левобережье Волги им никогда уже не принадлежало. Следующим ханом назван некто Тукхужа. Это, несомненно, отец Тохтамыша Туйхужа-оглан. Он был потомком 13-го сына Джучи Тука-Тимура, являлся правителем Мангышлака, впоследствии был казнен Урус-ханом, дальним родственником, представителем той же династии. Урус-хан овладел и личным улусом Туйхужи. Практически все последующие ханы – Тукатимуриды: либо потомки Туйхужи-оглана (Тохтамыш), либо потомки Урус-хана. Таким образом, усергане, после того, как их улусные правители – Батуиды вымерли, поменяли своих сюзеренов и оказались в одном из улусов Тукатимуридов. Внук Урус-хана Барак в 1420-е гг. пытался еще раз объединить Золотую Орду, но, по преданию он не смог овладеть Башкирией [8, с. 77–78, 80]. Трудно сказать, защищали ли усергане тогда Башкирию, или находились в стане сторонников Барака. Однако текст «Истории Усергана» свидетельствует, что в дальнейшем усергане признавали своими сюзеренами казахских ханов – потомков Барака: его сына Джанибека (умер после 1473 г., назван в сочинении Кечек, то есть младшим, в этом мы видим влияние сочинения Кадыр Али-бека Джалаири[1]), внуков Усека (Куску) и Касима. Джанибек, один из основателей Казахского государства, правил в западной его части, и одно время сидел в Сарайчике, ставшей столицей Ногайской Орды [24, с. 104]. Ногайцы нередко приглашали к себе подставных ханов, в том числе и казахских Тукатимуридов. В Сарайчике впоследствии, как свидетельствует «История Усергана», сидел и восьмой сын Джанибека Усек [11, с. 93]. Там же умер и похоронен в 1521 г. казахский хан Касим, третий сын Джанибека. Вполне возможно, что в XV – начале XVI в. признание усерганами казахских Тукатимуридов своими сюзеренами было чисто формальным. В междуречье нижней Волги, Яика, Эмбы в то время верховодили ногайцы [25, с. 28–35]. На сочинение оказало влияние и ногайская генеалогическая традиция. Это видно из того, что предками Муйтен бия названы Баба Тукляс, Котлокыя, и даже сам Едигей [11, с. 93; 9, с. 58]. В ногайской и казахской версиях эпоса «Идукай и Мурадым» Баба Тукляс – легендарный предок эмира Едигея, отождествляемый с поэтом Ахмедом Ясави (1105–1166). Нередко Баба Тукляс показывается потомком праведного халифа Абубекра, тестя пророка Мухаммеда [26, с. 182–183; 27, с. 10; 28, с. 49–50]. В башкирской версии эпоса в записи Н. Исанбета отцом Идукая является все тот же Баба Тукляс [29, с. 234, 235]. В сочинении же Утемиш-хаджи Баба Тукляс – реальная личность, живший в эпоху хана Узбека [20, с. 105–106]. Однако реальные отношения усерганцев с ногайцами не совсем ясны: претендовали ли усергане на генеалогическое родство с потомками эмира Едигея, или в сочинении имеет место литературное заимствование. Для ответа на этот вопрос требуется специальное исследование. Мы лишь отметим, что очень скоро союз казахского хана Джанибека и ногайцев был нарушен, и вскоре ногайцы заключили союз с сибирскими правителями – Шибанидами. Однако «История Усергана» свидетельствует, что восьмой сын Джанибека Усек (Куска) был ханом в Сарайчике.
Таким образом, башкиры – усергане в XIII – 60-х гг. XIV в. входили возможно в ближайшее окружение и улус Батуидов – потомков второго сына Батыя Тукана, а в период смуты в Орде – в улус Тукатимуридов. В XV – начале XVI в. усергане признают своими сюзеренами казахских ханов из потомков Урус-хана, возможно потому, что оказались в зависимости от ногайцев. Все это свидетельствует, что «История Усергана» является ценнейшим источником не только по истории башкир, но и по истории всей Золотой Орды, постордынских государств, Ногайской Орды, Казахского ханства. Она требует еще дальнейшего изучения, а также полного опубликования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юсупов Ю.М. История Башкортостана XVXVI вв. (социально-политический аспект). – Уфа: Гилем, 2009. – 192 с.
2. Әбелгазый Баһадир хан. Шәжәрәи төрек. – Казан: Татар. кит. нәшриәте, 2007. – 271 б.
3. Шамильоглу Ю. Направления в исследовании Золотой Орды // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223–1556. – Казань, 2001.
4. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 180 с.
5. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIIIXIV вв. – М.: Наука, 1985. – 245 с.
6. Ускенбай К. Улусы первых Джучидов. Проблема терминов Ак-Орда и Кок-Орда // Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. – М.: Вост. лит., 2006.
7. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. – Уфа: Китап, 1996. – 520 с.
8. Башкирские шежере. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1960. – 304 с.
9. Хөсәйенов Ғ. Үҫәргән ырыуы шәжәрәһе // Башкирские шежере (филологические исследования и публикации). – Уфа: БФАН СССР, 1985.
10. Хусаинов Г.Б. Духовный мир башкирского народа. – Уфа: Китап, 2003. – 480 с.
11. Хөсәйенов Ғ. Башҡорт тәуарихы // Ватандаш. 2006. № 9. – С. 79–99.
12. Әхмәтжәнов М.И. Нугай Урдасы: татар халкының тарихи мирасы. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2009. – 351 б.
13. Надергулов М. Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, традиции). – Уфа: Китап, 2002. – 192 с.
14. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. – Уфа: Китап, 2009. – 496 с.
15. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. – М.: Наука, 1974. – 572 с.
16. Башҡорт әҙәбиәте тарихы. 6 томда. 1 том. – Өфө: Башҡорт китап нәшриәте, 1990. – 608 б.
17. Иванич М. «Дафтар-и Чингиз-наме» как источник по истории кочевых обществ // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223–1556. – Казань, 2001.
18. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. – СПб., 1884. – 562 с.
19. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.А. Волиным. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – 306 с.
20. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование В.П. Юдина; Комментарии и указатели М.Х. Абусеитовой. – Алма-Ата: Гылым, 1992. – 296 с.
21. Бойл Дж.Э. Посмертный титул Бату-хана // Тюркологический сборник. 2001: Золотая Орда и ее наследие. – М.: Вост. лит., 2002.
22. Почекаев Р.Ю. Батый. Хан, который не был ханом. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Евразия, 2007. – 350 с.
23. Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 445 с.
24. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. – М.: Вост. лит., 2001. – 752 с.
25. Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. – Уфа: Аэрокосмос и ноосфера, 2008. – 134 с.
26. Жирмунский В.М. П.М. Мелоранский и изучение эпоса «Едигей» // Тюркологический сборник. 1972. – М.: Наука, 1973.
27. Мелиоранский П.М. Сказание об Едигее и Токтамыше. Киргизский текст по рукописи, принадлежавшей Ч.Ч. Валиханову. Приложение к тому XXIX. Предисловие. – СПб., 1905. 23 с.
28. Әхмәтжанов М.И. Татар шәжәрәләре. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1995. – 128 б.
29. Галин С.А. Башкирский народный эпос. – Уфа: Аэрокосмос и ноосфера, 2004. – 320 с.


[1] Именно так назван казахский хан Джанибек, сын Барака лишь в сочинении Кадыр Али-бека. И в действительности Джанибек хан был младшим ханом в Казахском государстве, пэтому правил в западной его части. Верховным правителем считался его троюродный брат Герей хан, после его смерти Бурундук хан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий