понедельник, 26 марта 2012 г.

Новые сведения по истории Стерлибашевских медресе и мечетей

Исянгулов Ш.Н. Новые сведения по истории Стерлибашевских медресе и мечетей // Исянгулов Ш.Н. Из истории мечетей и медресе Башкортостана / Отв. редактор Р.Н. Сулейманова. Уфа, 2011. С. 71-100.

Стерлибашевское медресе является одним из наиболее знаменитых мусульманских учебных заведений в Башкортостане в дореволюционный период. Еще в 1899 г. в Казани будущий член Государственной Думы Мухамедшакир Тукаев издал книгу «История Стерлибаша». В ней он лишь предположил, что медресе в Стерлибашево было открыто примерно в 1720 г. Данное утверждение, во многом ошибочное, оказало определяющее влияние на последующую историографию в вопросе открытия медресе. Эта дата (1720 г.) была позаимствована последующими историками и вошла во все работы.
История Стерлибашевского медресе довольно хорошо известна благодаря вышеуказанной работе М. Тукаева и работе Р. Фахретдинова. В последующие годы историю Стерлибашевского медресе затрагивали в своих работах А.И. Харисов, Г.Б. Хусаинов, М.Н. Фархшатов, краеведы Х. Гайсин, В.М. Усманов и другие. Все они опираются оа ивестную работу М. Тукаева.
Ниже приводим некоторые обнаруженные нами в архиве сведения о стерлибашевских мечетях.
В 1854 г. в Стерлибашево зарегистрирована была одна соборная мечеть. При ней числилось два официальных священнослужителя: 1) Мухаметхарис Нигаметуллин, имам-хатып и мударрис, получил указ за № 14816 от 20 октября 1845 г. Содержал себя сам; 2) Сагадитдин Биктимиров, азанчей (муэдзин), получил указ 1 апреля 1837 г., от прихожан также жалования не получал[1]. По X ревизии 1859 г. в деревне было мужчин – 472, женщин – 454. В 1869 г. в медресе учащихся насчитывалось от 100 до 250. Родной брат Хариса Харрас стал имамом и мударрисом указом Оренбургского губернского правления № 6808 от 31 августа 1856 г.[2]
Как пишет М. Тукаев, после смерти Хариса имамом стал его сын Габдулла, а после смерти Харраса – его сын Лотыйфулла (1845–1878). После чего имамом стал второй сын Хариса Габидулла. По одним данным, Габдулла Тукаев (1844–1918) стал имам-хатыпом и мударрисом 30 сентября 1871 г., по другим, 12 сентября 1872 г.[3] Лотфулла Харрасов был назначен имамом и мударрисом указом Уфимского губернского правления от 16 марта 1873 г. за № 1193[4]. Губейдулла Харисович Тукаев (1852–07.03.1920) был утвержден имамом и мударрисом указом от 19 сентября 1879 г. за № 3377. 31 мая 1887 г. стал ахуном. В одной статье за 1929 г. отмечалось, что Губайдулла мулла помог усмирить «восставших киргиз» и получил грамоту от царя[5].
В 1913 г. в Стерлибашевском медресе побывал известный российский ученый-востоковед, академик В.В. Бартольд. Газета «Вакыт» («Время») в номере за 9 июня 1913 г., сообщая о пребывании в Башкирии академика В.В. Бартольда, писала, что он, «порывшись в библиотеке Стерлибашевского медресе, внимательно и с наслаждением просмотрел рукописные книги, созданные 200–300, даже 500 лет назад»[6].
2 и 3-я соборные мечети были построены в 1920 г. Резолюция о разрешении строительства принята 16 ноября 1920 г. Один из Тукаевых Абдулгалим Хабибуллович (1892) стал имамом первой соборной мечети резолюцией от 29 января 1921 г. Муэдзином и мугаллимом-сабиан первой соборной мечети указом от 30 сентября 1871 г. за № 3860 был утвержден Габдулла Галиев (1832). После него муэдзином предписанием Уфимского губернского правления от 25 февраля 1908 г. № 873 назначен Губейдулла Габдуллович Мухаметгалин.
Имамом второй соборной мечети резолюцией от 26 января 1921 г. утвержден Ахмедтагир Нуриманов (1869 г.р.). 13 февраля того же года муэдзином второй мечети стал Мухаметсафа Габдуллович Искандаров (1891 г.р.). Он в 1938 г. был арестован и осужден по ст. 58-10 УК РСФСР к лишению свободы на 10 лет[7].
О священнослужителях третьей соборной мечети в ведомостях сведений не обнаружено.
Также в рукописном фонде Государственной книжной палаты Республики Башкортостан хранится неопубликованная до сих пор рукопись сочинения Мухаметшакира Тукаева под названием «Описание деревни Стерлибаша и Стерлибашевского медресе действительного члена Уфимского губернского статистического комитета, магзума Шакира Харисовича Тукаева». Мухаметшакир Мухаметхарисович Тукаев (1862–1933) – известный общественный деятель, впоследствии депутат II и III Государственной Думы, автор, как уже было сказано, нескольких исторических и публицистических работ. Еще в 1899 г. в Казани он выпустил книгу «История Стерлибаша». Данная работа хорошо известна специалистам – историкам, литературоведам, и она широко использовалась и в советской, и в постсоветской научной литературе, как источник по истории мусульманских учебных заведений края, в частности по истории знаменитого Стерлибашевского медресе. В то же время она оставалась малодоступной, будучи напечатанной на арабской графике. В 2005 г. В.М. Усманов опубликовал ее в переводе на современный татарский язык. Обнаруженная же рукопись написана М. Тукаевым на русском языке и также посвящена родной деревне автора – Стерлибашу. Из текста видно, что работа была написана раньше «Истории Стерлибаша», а именно в 1890 г., но по каким-то неизвестным нам причинам не была опубликована. По объему она намного больше «Истории Стерлибаша», и отличается от нее своим содержанием.
«История Стерлибаша» – работа, в которой излагается лишь основание деревни, а большая часть сочинения посвящена истории знаменитого Стерлибашевского медресе с момента ее открытия вплоть до 1899 г.
В «Описании» повторяются те сведения, которые касаются истории медресе, в то же время здесь получили освещение географическое положение деревни, рельеф, топонимия окрестностей. В работе много сведений, которые будут интересными для историков разного профиля, этнографов, экономистов, религиоведов, краеведов и т. д. В частности, автор дает как бы этнографический очерк о жителях деревни. Становится известно, что в деревне проживали башкиры – припущенники, тептяре, государственные крестьяне, мещане, мещеряки, а также разные посторонние лица, в основном преподаватели медресе и шакирды. Эти сведения подтверждаются другими источниками[8]. В работе подробно проанализировано состояние землевладения населения. Приведенные М. Тукаевым цифры о землевладении в основном совпадают с данными более поздних источников[9]. Вообще сведения о хозяйстве жителей представляют большой интерес для исторической науки. М. Тукаев пишет о роли собирательства, садоводства, скотоводства, земледелия, торговли, ремесла и промыслов в жизни односельчан. В 1890 г., как написано в рукописи, в деревне было 4 лавки: одна мануфактурная и три бакалейные. Через 6 лет в Стерлибашево работало всего 2 бакалейные лавки[10]. Сопоставление приводимых М. Тукаевым сведений с данными различных источников может привести к интересным выводам об эволюции хозяйственной жизни, экономики не только Стерлибаша, но и края в целом.
Автор также освещает планировку домов, мечети, улиц деревни. Эти сведения представляют несомненный интерес для историков архитектуры.
В «Истории Стерлибаша» М. Тукаев писал, что «народ стерлибашевский – из татар». В «Описании» же автор ни слова не говорит о татарах, избегая употребления данного термина, тогда как широко использованы другие: башкиры, тептяре и т. д. Автор пишет, что Стерлибашево было основано выходцами из Казанской губернии и Сеитовского посада на арендованных у башкир – вотчинников Тальтим-Юрматынской волости Ильчиктимировой тюбы землях. При этом приводится чрезвычайно интересные сведения об условиях припуска: «Неизвестно платили ли за эту землю аренду или нет, только известно то, что припущенники были обязаны через каждые 3 года делать для башкир майданы (праздники) (борьба на призы, прыжки, бега, скачки на лошадях и тому подобные увеселительные игры)».
Та часть «Описания», которая посвящена истории медресе, в отличие от «Истории Стерлибаша» является более компактной. В то же время автор, предвосхищая возможную цензуру, в рукописи зачеркнул те места, в которых характеризовал своих предков как суфийских ишанов (они нами даны курсивом).
М. Тукаев правильно пишет, что в деревне существовала всего лишь одна мечеть.
В отличие от «Истории Стерлибаша» в «Описании» более подробно описываются учебный процесс в медресе, методика преподавания, изучаемые шакирдами предметы, рассказывается о работе русского класса. Отметим, что в 1896 г. в Стерлибашево была зафиксирована только одна школа (мусульманская или министерская – не указано)[11], а в 1906 г. отмечены и медресе, и министерская русско-татарская школа[12].
В целом, «Описание» – ценный исторический источник, позволяющий более подробно изучить историю знаменитого Стерлибашевского медресе, деревни, уточнить некоторые моменты, которое дает полное представление о жителях, их хозяйстве, культуре, быте.

Описание деревни Стерлибаша и Стерлибашевского медресе действительного члена Уфимского губернского статистического комитета, магзума Шакира Харисовича Тукаева

1890 г.[13]

На юг от губернского города Уфы, приблизительно в 150 верст, на запад от уездного города Стерлитамака в 55 верстах и от станции Уфимской железной дороги Шафрановой к востоку в 70 верстах, приблизительно под 53° 24´ географической широты и 73º 5´ восточной долготы находится дер. Стерлибаш. Она получила свое название по своему местоположению «Стерли» и «баш» (голова – исток, начало), будучи расположена по обеим сторонам реки Стерли недалеко от ее истока; правая часть селения меньше, на ровном месте, а левая половина расположена отчасти на равнине, и большая часть на южном склоне горы, которая защищает Стерлибаш от северных ветров. Река Стерли ведет свое начало из болотистого места, известного под названием Стерли, на расстоянии от деревни около 5 верст. С версту она течет маленьким ключом, верстах на 4-х от деревни, ниже горы Акчагула, с правой стороны сливается с маленьким светловодным ключом, текущим по каменистой местности Чияли-тубе. В 2 верстах ниже Стерли с правой стороны впадает в нее другой ключ Умартале-елга и немного ниже –третий ключ Карамалы-елга. После слияния этих ключей река уже под названием Стерли течет по направлению к с[еверо-]в[остоку] и впадает в Ашкадар при слиянии его с Белой в 4 верстах ниже города Стерлитамака.
По Стерли на полуверсте ниже дер. Стерлибаша в местности Саз (болото) находится два серных источника, из которых местные жители берут воду для умывания, особенно весною, когда эта вода, как говорят жители, целебнее, чем в другое время года. Особенно вода полезна для умывания от чесотки.
С северной стороны Стерлибаша, как было выше сказано, возвышаются невысокие, но красивые горы, которые издали, представляются как бы волны и имеют по частям несколько названий: Кладбищенская, Чишма-баш-тау, Кум-тау, Кызыл-тау, Бикмет-тау, где добываются: дикий камень и хороший песок и глина, годные для выделки кирпичей.
К югу от Стерлибаша, где берет свое начало река Стерли, имеется лесу 480 десят., принадлежащая башкирам Стерлибашевского общества, но к сожалению, беспощадно вырубленный, за исключением маленького участка, оставленного для отапливания мечети и домов лиц духовного звания; этот участок во времена Хаджи Хазрета Тархана[14] служил пчельником и от этого и в настоящее время называется пчельником Хазрета. На месте бывшего леса в настоящее время имеются только кустарники, между которыми преобладает орешник, где в иные годы собирают довольно много орехов, как было, например, в 1878 и 1888 годах. Орехи продаются жителями дешево 60–55 коп. за пуд и даже дешевле; но тем не менее однакож, некоторые жители зарабатывают на этом до 50 руб. в лето. В Стерлибашевском лесу годами бывает и малина, из которой местные женщины самым простым образом приготовляют пастилу, которая в зимнее время ценится довольно дорого, по 50 и 60 коп. фунт, но приготовление ее бывает в ничтожном количестве.
Из других ягод родится здесь рябина, которую жители вовсе не пользуются. Изредка бывает изобилие черемухи, которая собирается жителями и употребляется ими в пищу, а многие ее сушат на зиму, когда черемуху продают на базарах ценою по рублю пуд. В местных лесах калина родится почти ежегодно; она собирается и употребляется в пищу в различных видах, а излишек продают на базарах по 30 коп. за пуд. Почти каждое семейство припасает калины на зиму, и подвешивают ее на чердаках, где и сохраняется в продолжение зимы. Из ягод на полях Стерлибаша бывают земляника и костяника, которые родятся довольно обильно и собираются жителями для местного употребления. В садах поспевают ягоды и груши, довольно хорошего качества. Посаженные лет 50–60 тому назад березы имеют в диаметре вершк. 5–6,5. Есть и липовые деревья, которым насчитывают около 70 лет и которые сохранились до сего времени без всяких повреждений и каждое лето цветут очень хорошо. Яблони, которые были посажены еще при Катта-Хазрете[15], около 60 лет тому назад, и в настоящее время дают довольно хорошие яблоки. Своею величиною обращает на себя внимание ива, которая, как говорят, существует около 70 лет. Сосны, которые более 50 лет тому назад, были привезены из-за Белой, служат неувядающею зеленью украшением сада.
Климат Стерлибаша вообще сухой. Лето бывает жаркое. Зимою бывают северные холодные ветра. Вообще климат Стерлибаша очень здоровый, никаких местных болезней не существует. Вблизи Стерлибаша больших болот нет. По берегам Стерли ни болот, ни озер нет.
Дер. Стерлибаш расположена, как было сказано выше, по обеим сторонам Стерли, занимает пространство около 10 десятин. Улицы неправильные, кривые, больших улиц, пересекающих деревню по течению Стерли, две. Главная разрезающая дер. Стерлибаш имеет ширины около 10 сажень, но неправильная – кривая; всех переулков 7, которые пересекают главную под разными углами. На некоторых частях, около центра построены каменные тротуары, хотя узкие, но довольно хорошие для деревни, для чего материалом служит дикий камень, добываемый около Стерлибаша. Берега речки Стерли в дер. Стерлибашевой высокие, неудобные для переезда, и потому построен в 1870 году каменный мост покойным Тарханом[16]. Мост через Стерли перекинут аркой, сохранившейся до сего времени без всякой порчи. Работа произведена местными каменщиками, материалы добыты на месте. Главная часть большой улицы, около центра, в случае надобности, освещается.
Расположение построек в дер. Стерлибаш неправильное, никакие формальности плана не соблюдены; впрочем, для него специального плана не имеется. Большая часть домов окнами в ограду и внутри усадьбы, так что с окнами на улицу очень мало домов. Домов в Стерлибашевой 279, которые по большей части выстроены из черного леса; из соснового очень немного; крытых тесом около 50, остальные лубком и соломой. Дома разделяются на две категории: вакуфные и местных жителей, в число которых входят и дома духовных лиц. Принадлежащих вакуфу 30, крытых тесом 10, лубком 15, а остальные 5 соломой.
Всех медресе 16, из них одно крыто железом, крашенным в зеленый цвет, остальные все крыты тесом, из них с крашеными крышами 6, все на каменных фундаментах. Выстроены из соснового леса. Духовным лицам принадлежат 5 домов, крытых тесом, один лубком; все выстроены из соснового леса на фундаментах. Принадлежащих местным жителям башкирам 125; они по большей части выстроены из черного леса; из них крытых тесом 6, лубком 45, остальные соломой; кроме упомянутых домов живут еще в мазанках, которых около 15. Построек из воздушного кирпича в дер. Стерлибашевой теплых, в которых живут сами хозяева, около 10, холодных немного. Все воздушные постройки – работа местных мастеров.
Государственным крестьянам принадлежит 28 домов, которые выстроены из черного лесу, из соснового только один, который крыт тесом, лубком 5, остальные соломой, землянка одна, мазанок две.
Принадлежащих посторонним, проживающим в Стерлибашевой, мещанам Стерлитамакским, Оренбургским и Сеитовского посада Оренбургского уезда 12 домов; выстроенных из соснового лесу и крытых тесом 2, лубком 5, остальные соломой. Лицам разного звания – 15, из которых сосновых 3, остальные черного лесу; крытых тесом 5, лубком 5, остальные соломой.
Дома, принадлежащие местным крестьянам, башкирам и некоторым посторонним лицам состоят из одной комнаты, а некоторые и с перегородками. У лиц духовных, некоторых мещан и у немногих других дома состоят из 2–3 комнат. Согреваются дома преимущественно русским печами, но у немногих, более зажиточных, голландками. Домохозяев, имеющих холодные постройки очень мало; для скота хлева плетневые; которые по большей части летом отапливаются, а на зиму, осенью плетут новые.
Мечеть Стерлибаша отличается своею величиною, устройством красочная. Она выстроена в 1814 году при имаме мударисе Нигматулле Биктимировиче Тукаеве, который считается основателем – бакием мечети и о котором будет сообщено ниже. Она состоит из 7 комнат, печей 6, изразцовых 2 и голландских 4, наружных дверей 5, окон во всех комнатах 29, из них в первой комнате 8, во второй 5, в третьей 6, в четвертой 2, в пятой 2, в шестой 1 и в седьмой 5. Передняя комната выстроена куполом восьмигранной формы. Она выстроена из соснового лесу на каменном фундаменте; как снаружи, так и внутри обшита. Наружные обшивки крашены в белый цвет с зелеными полосами, внутренние – в первой комнате белого, в остальных комнатах голубого цвета. Мечеть окружена хорошим забором на каменных подзаборниках и садиком; деревья в садике растут очень хорошо, так как постоянно поливаются нарочно проведенным водопроводом.
Относительно водоснабжения Стерлибаш замечателен искусственным водопроводом, который устроен в 1835 году при Катта Хазрете Нигматулле Биктимировиче Тукаеве, исправлен местными мастерами [в] последний раз в 1878 году. Водопровод проложен из ключа, лежащего на нижней стороне дер. Стерлибаша, вытекающего из под горы Чишма-тау, на значительной высоте над уровнем реки Стерли. Водопровод основан по системе гидростатики, и вода доставляется без всяких механических приспособлений, без давления и качки. Для провода трубы сделаны из сосновых бревен. Водопровод оканчивается у медресе на дворе его, где имеется особый бассейн, до этого места он разделяется на несколько проводов в дома Тукаевых и Файзуллина. Из этого провода берет воды большая часть жителей дер. Стерлибаша, прочие берут из Стерли, а некоторые из колодцев.
В дер. Стерлибашевой имеется несколько садов, из которых более внимания обращает на себя сад Хаджи – Хазрета Тархана, который устроен из сада, оставшегося после Катта Хазрета. В саду имеется различных пород деревья фруктовые и не фруктовые. Сады поливается фонтанами из вышеупомянутого водопровода. Кроме садов при многих домах имеются полисадики, засаженные местными деревьями, среди которых встречаются и яблони, но по большей части не плодовые.
Земля Стерлибаша граничит с севера с землею поручика Прозвецкого, которому она была Высочайше пожалована после минувшей Русско-турецкой войны[17]; с запада с участком генерала Мердера; с юга частью с землею башкир вотчинников Иличик-Темировой тюбы Тяльтем Юрматынской волости, частью с генеральною межею вотчинников Азнаево-Татегачевой тюбы; с юго-востока с землею дер. Халикеевой; с северо-востока с землею душевого надела башкир вотчинников дер. Максютовой.
Земля в вышеописанных границах представляет пространство в 2805 десятин, из которых 2205 десятин принадлежит башкирам припущенникам, а остальные 600 десятин выданы из казны крестьянам под выкуп.
Почва черноземная, толщиною в 1–2 четверти аршина, удобная для всякого рода хлебов. Поля значительно холмистообразны, луговых низменных мест очень мало. Гористых мест, неспособных к возделыванию, немного. Болотистых недоступных мест, лежащих без пользы, нет.
Жителями засевается разного рода хлеба ежегодно около 500 десятин; сплошь рожь, но преимущественно яровые: просо, овес, пшеницу, ячмень и в незначительном количестве гречиху. Земля вообще старая, мест годных под пшеницу очень мало. Местного хлеба даже не достает для домашнего употребления, и жители покупают в дер. Стерлибашевой на базаре, куда привозят из ближайших селений, преимущественно мордовских.
Огородничеством и бакчиводством жители дер. Стерлибаша не занимаются, и даже для домашнего употребления покупают на базаре.
Скотоводство не развито, по причине малоземелья; скота держат только для домашнего употребления. Обработка земли производится на лошадях, так что лиц, имеющих плужных быков, в дер. Стерлибашевой не имеется. Вследствие минувших неурожайных годов число голов всякой породы скота уменьшилось наполовину. В настоящее время (1890 г.) насчитывается лошадей 275 голов, коров 350, овец около 500, коз около 200 и разной мелкой птицы 1500 голов.
Небольшая часть жителей занимается отхожим промыслом. Стерлибашевцы уезжают преимущественно в Оренбургскую губернию на сенокос и на жнитву. В некоторых годах, когда бывает хороший урожай хлебов и трав, рабочие зарабатывают по 60–70 руб. на семейство в 3 или 4 человека и этим способом покрывают домашние расходы, причитающиеся с них повинности. В настоящее время, к сожалению, вследствие неурожаев хлебов, Стерлибашевцы не могут зарабатывать и половины той суммы, какую зарабатывали раньше. Такие лица, занимавшиеся отхожими работами, находятся теперь в крайне затруднительном положении; они не имеют ни заработков, ни средств к посеву хлебов и ни скотины и так очутились в весьма жалком положении. Не имея для пропитания семейства средств, они с зимы забирают вперед работы на сенокос и на жнитву, по очень дешевым ценам; так например, по 2 руб. и 2 руб. 50 коп. за жнитву сотенной десятины и на харчи около одного рубля.
Ремесленников в дер. Стерлибашевой: каменщиков 10, печников 12, плотников 15, столяров 3, слесарь – 1, пильщиков 14 и чеботарей и башмачников 8 человек.
Средняя ежедневная поденщина – каменщикам 40 к., печникам на печь на русскую 1 руб. 50 к., на голландку 3 руб., плотникам 30 коп., столярам 40 коп., слесарю 20 коп. в круглый год; пильщикам за шнурок крышной доски по 5 коп. и половой доски 8 коп., чеботарю за пару 40–50 коп. Кузнец один, проживающий в дер. Стерлибашевой, зарабатывает средним числом ежемесячно по 5 рублей.
В общем итоге жители дер. Стерлибаша бедны, хлебов, как было выше сказано, скота очень мало. Общественных доходных статей у жителей нет, кроме суммы, получаемой за отдачу в аренду базарной площади, всего 100 рублей.
Базар в Стерлибаше бывает еженедельно по пятницам, а ярмарок никаких не бывает. Базарных лавок 12. Привозимый товар – мануфактурный и бакалейный и съестные припасы; товару продается в каждый базар на сумму от 200 до 300 руб., а весь годовой оборот базара простирается до 40 т[ысяч] рублей. Торговцы – приезжие из гор. Стерлитамака и из других соседних деревень, а местных торговцев немного; они торгуют мелочами, а один – бакалейным товаром. Постоянных лавок в дер. Стерлибаш 4, одна мануфактурная и остальные три – бакалейные. В первой лавке товару имеется на сумму около 2000 руб., в бакалейных лавках на 1500 руб. Во всех лавках годовой оборот доходит до 15000 рублей. В этих лавках торговля идет очень хорошо. Стерлибашевские торговцы товар покупают частью на ярмарке в Стерлитамаке, частью доставляют из Оренбурга.
Из промышленных заведений имеется 3 мельницы и 1 кузница. Мельницы принадлежат местным жителям; доходов от них, к сожалению, получается немного, так как вода на проводных канавах к зиме до дна замерзает. Кузница хотя во всей деревне одна, но доходу приносит очень мало, как было сказано выше.
Денежных повинностей взимается с башкир: государственного поземельного налога 34 руб. 48 коп., земельных сборов губернских и уездных 102 руб. 22 коп., на народное продовольствие с тептярей за 3 души по 8 коп., всего 24 коп.
Дорожную повинность, как башкиры, так и крестьяне отбывают натурою: ездят на исправление Уфимско-Оренбургского почтово-коммерческого тракта. В пределах общины исправляют 4 моста.
В административном отношении дер. Стерлибаш принадлежит к Калкашевской волости, от волостного правления на 10 верст.
В судебном отношении Стерлибаш состоит у мирового судьи 5 участка, от камеры его на 13 верст; у судебного следователя 2 участка, от камеры его на 55 верст. По полицейской части – 4 стана Стерлитамакского уезда, от квартиры станового на 55 верст, урядник 20 участка, постоянное жительство имеет в дер. Стерлибашевой. В Стерлибашевой нижних полицейских чинов: 1 сотский, 5 десятских. По сельскому управлению дер. Стерлибаш отличается от подобных ей деревень: состоит из двух сельских обществ – башкирского о 349 ревиз[ских] душ и крестьянского о 65 ревиз[ских] душ по 10 ревизии. По каждому обществу избираются особые сельские старосты.
В духовном отношении дер. Стерлибаш составляет один приход с соборною мечетью.
Население Стерлибаша: башкиры – припущенники, тептяри, мещеряки и государственные крестьяне, всего по X ревизии 414 душ, из которых крестьян 65 душ, тептярей 3, а остальные башкиры и мещеряки, в числе которых заключаются и лица духовного звания. Наличное население в 1890 году считается: башкир 605 муж., 695 жен.; крестьян 90 муж., 70 жен.; духовных 15 душ муж. и 18 жен., итого 710 муж. и 783 жен., а всего обоего пола 1493. Посторонних жителей разного звания, проживающих в Стерлибашевой: купеческого звания: мужчин 4, жен. – 3, дворян потомственных: мужчин – 3, женщин – 2; мещан: мужчин – 27, женщин – 32; башкир: мужчин – 107, женщин – 115. Из этого числа преподавателей Стерлибашевского медресе, проживающих в вакуфных домах: мужчин – 14, жен их 14, их детей мужеского пола 18, женского пола 12.
Несмотря на то, что дер. Стерлибаш, занимает первое место в Приуральском крае по количеству медресе и преподавателей и по преподаванию шаригата, однакож грамотных из местных жителей, к сожалению, очень мало – мужчин 70, женщин 80, да еще знающих русскую грамоту мужчин 10, женщин нет.
В нравственном отношении Стерлибашевцы народ смирный, сравнительно с другими соседними жителями. Есть, конечно, и лица, и подозрительного поведения, но их очень мало.
Исторические сведения. Хотя относительно начала дер. Стерлибаша никаких документов не имеется, но предание говорит, что дер. Стерлибаш основана в начале 1700 годов. В это именно время начали селиться здесь переселенцы из Сеитовского посада Оренбургской губернии, к которым затем приселились выходцы из Казанской губернии. Первоначальных жителей по именам неизвестно, а только с 1765 года, делаются известными некоторые выдающиеся личности, именно: главою переселившихся из Казанской губернии является Тукай Курманаев с несколькими товарищами, а главою Сеитовцев – известен с 1745 года купец Юсуп.
Сходцы поселились на земле башкир – вотчинников Тяльтем-Юрматынской поземельной волости Ильчиктимировой тюбы, по договору, который был заключен на 60 лет. Неизвестно платили ли за эту землю аренду или нет, только известно то, что припущенники были обязаны через каждые 3 года делать для башкир майданы (праздники) (борьба на призы, прыжки, бега, скачки на лошадях и тому подобные увеселительные игры). По истечении шестидесяти лет сего срока договоры опять возобновились.
Из договора видно, что Стерлибашевцы на земле, отведенной им по меже на размах кнутом с горы на гору, имели право пасти неограниченное количество скота, сеять хлеба, пользоваться сенокошениями, рубить из вотчинной дачи лес, как для строения, так и на другие потребности. При сем засеянные хлеба они должны были огораживать жердями. Кроме этого в договоре ничего обязательного нет.
Впоследствии присоединились переселенцы из других губерний и, таким образом возник Стерлибаш.
Деревня Стерлибаш замечательна своими медресе, начало которых относится приблизительно к 1710–1712 годам, документов относительно начала нет. Основатель первого медресе был, по преданию, мулла Мунасиб; о личности которого никаких сведений не осталось; из его родов в настоящее время никого нет. По смерти его в 1720 или 1721 годах муллой поступил имам Хусаин бин Габдрахман, отец первого Оренбургского муфтия Мухамедзяна Хусаинова, который был назначен по Высочайшему повелению Екатерины Великой в 1789 году.
Основателем ныне существующей мечети был он, Хусаин; по чьему распоряжению, неизвестно. От него остался посох в мечети, о чем свидетельствует надпись, вырезанная на нем «Хусаин бин Габдрахман». Посоху этому по преданию считается около 170 лет; он употребляется при богослужении, и в настоящее время и считается драгоценною священною редкостью, как бывший на руках святых предков во время священнослужений. По смерти имама Хусаина в 1752 году, был определен имамом мударисом Гадылша Абдуллин, призванный на эту должность из Буриказгана Стерлитамакского уезда. Он продолжал развивать начатое предшественниками дело обучения шаригата и с того времени начинается известность и слава Стерлибаша, как рассадника мусульманского вероучения. Сюда начали приезжать из многих мест для изучения шаригата. Имам мударис Абдулин неутомимо трудился над этим делом в продолжение 60 лет и умер в 1812 году, имея от роду 85 лет. Усердными своими трудами он дело обучения поставил на желательный для мусульман путь и тем возвысил славу Стерлибаша.
После Гадылши поступил имамом мударисом Нигматулла бин Биктимир, сын местного богача. Он первоначально в 1795–1798 годах обучался в дер. Мачкарах Малмыжского уезда, где был известный мударис ахун Мухамедкарим. После сего в 1801 году он был отправлен для дальнейшего усовершенствования учения в Бухару, где прожил около 8 лет и возвратился оттуда в 1809 году, о чем свидетельствует документ, выданный Оренбургскою экспедицией пограничных дел от 29 сентября 1809 года за № 1257. С 1812 года, сделавшись имамом мударисом и получивши звание «Шейха Ишана», принялся за дело усердно, и дело шло очень успешно. Заботясь о расширении учения и восстановлении нравственности, он обратил внимание более на уничтожение некоторых обычаев, оставшихся среди мусульман со времени язычества. Он вел скромную жизнь, будучи сыном известного местного богача и употребил свое богатство на благотворительные дела. Здания прежних мечети и медресе, основанных, как выше было сказано, имамом Хусаином, пришли в ветхость, а потому нуждались в ремонтировке, а он с разрешения Его Высокостепенного Оренбургского муфтия Хусаинова, в 1814 году перенес мечеть и медресе на то место, где они стоят и в настоящее время[18]. Деятельно продолжал преподавание в медресе, он особенно обратил внимание на духовно-нравственные стороны и тем обратил на себя внимание очень многих. В Стерлибаш начали приезжать со всех сторон как для получения образования, так и к шейху для поклонения и получения благословения[19]. В его время приезжали киргизские ханы – зауральский Ширгази хан[20] и Букеевский Зиангир или Джангир хан[21]. Рассказывают, что зауральский хан приезжал в Стерлибаш два раза; в первый раз неизвестно в котором году, а во второй раз был в 1820 году, а Зиангир хан приезжал один раз в 1828 году.
В Стерлибашевском медресе Букеевский хан обучал сына своего Искандер-Султана и пожертвовал денег для устройства медресе, которое и действительно было выстроено о трех больших комнатах. После пришедшего в ветхость медресе, выстроенного Зиангир ханом, была построена на том самом месте новое, на средства, завещанные женою гвардии полковника князя Ахмедсултана, сына хана Зиангира, племянницей бывшего муфтия Тевкелева[22]. Это медресе и в настоящее время называется «Ханским».
Во времена Биктимира[23] приезжали многие мусульманские ученые люди из Мензелинского и Белебеевского уездов и из Букеевской орды, из которых многие со всем семейством переселились в дер. Стерлибаш и сделались хальфами (учителями), из них более известные: Габдулсатар-хазрет из Таймазов, впоследствии сделавшийся ишаном, имамом-мударисом в дер. Таймазах Белебеевского уезда, и Фазулла, который тоже в свою очередь сделался ишаном и имамом-мударисом в деревне Такта-алачег Мензелинского уезда, Сулейман-хазрет из Букеевской орды, [ставший] ишаном той местности и прочие.
Благодаря содействию нескольких ученых сотрудников, которые помогали Биктимиру[24] в расширении учения в медресе, дела Стерлибашевского медресе, водимые ответственными[25] людьми, шли очень успешно, о чем свидетельствует число учащихся, которых доходило до 600 и более, явившихся из разных губерний и киргизских степей. Имам-мударис Нигматулла-хазрет, как ученый шейх кямил (действительный), трудясь над улучшением учения в медресе и своею духовною деятельностью, своими проповедями, приобрел всеобщее уважение, в честь чего был поименован «Катта-хазретом» (великим).
Заботясь об улучшении учения, он вместе с тем обращал внимание и на исправление здания медресе. При нем были выстроены все новые здания для медресе и для удобства шакирдов был проведен фонтан; весь двор медресе загорожен хорошим забором и сделаны только трое ворот, которые, как рассказывают, к вечеру запирались на замки. Катта-хазрет имел двух сыновей – старшего, родившегося в 1813 году, Мухамедхариса Нигматуллина и второго сына Мухамедхарраса, родившегося в 1816 году[26], которых при своей жизни Биктимир[27] отправил для обучения в Бухару, первого с разрешения г. Оренбургского генерал-губернатора Перовского, к документу, выданному от 24 сентября 1833 года. Этот сын возвратился в 1841 году. Через год (1842 год) Биктимир[28] отправил в Бухару второго сына Мухамедхарраса. Изнуренный многолетним трудом преподавания и постоянным реязатом, в последних годах своей жизни, страдавши около двух лет, по Божьей воле скончался 27 марта 1844 года, имея от роду 73 года. После него Стерлибашевское медресе осталось в полном комплекте с 600 учащихся.
По смерти отца Катта-хазрета, сын его Мухамедхарис, получивший образование и звание шаиха в Бухаре и удостоившийся на это звание благословения отца, по особому распоряжению Оренбургского муфтия Сулейманова, был определен на должность его отца и, принявши в свои руки управление Стерлибашевскими медресе, взялся серьезно за дело преподавания и улучшения его во всех отношениях[29]. Оставшиеся после отца ученые помогали ему с большою пользою в делах преподавания. Сам он, как ученый имам-мударис, шаих и хальфа (наместник известного в Бухаре шаиха камиля Губейдуллы Туругменского), приобрел всеобщую любовь и уважение, своею неутомимою энергиею в управлении медресе и своею щедростью, неограниченным гостеприимством и благотворительными делами. Во время случившегося бедственного неурожая, он весь свой хлеб, несколько тысяч пудов, роздал бедным бесплатно, и была открыта им особая богадельня, которая помещалась в небольших двух домах, где содержались бедные сироты, для которых два раза в день приготовлялась пища – обед и ужин – и где имели право на получение пищи бесплатно, кроме сирот, и беднейшие жители дер. Стерлибаша. В его время приезжали в дер. Стерлибаша мусульмане со всех концов России, как для обучения в медресе, так и лично шайху для получения благословения[30] и в знак уважения он был наименован «Ишан-Хазрет». Известный стихотворец, мулла дер. Чукар[31] Бирского уезда Галий Рахминский[32], в своих стихотворениях говорит, что титул «Дамулла» дан Мачкаранскому хазрету Габдулле Яхъину, как титул «Ишан-Хазрета» Стерлибашевскому. Не нуждаясь в другом объяснении, все магометане Оренбургского края – большой и малый, старый и молодой – знают эти вышесказанные личности с этими данными титулами.
В 1848 году из Бухары возвратился брат Мухамедхариса Мухамедхаррас, который с того же времени принялся, как старший брат, за преподавание в медресе и затем был определен вторым имамом при Стерлибашевской соборной мечети[33]. Сам же ишан-хазрет, воспользовавшись сотовариществом такого ученого, в полном смысле этого слова, помощником, через 10 лет после возвращения из Бухары брата, принялся [в] путешествие в «хадж» для поклонения святым местам в Мекке, Медине и Иерусалиме, о чем свидетельствует заграничный паспорт, выданный ему Оренбургским генерал-губернатором от 24 декабря 1859 года за № 1678. Достигнув своей цели, окончив путешествия Божьим покровительством, ишан-хазрет благополучно возвратился в звании «хаджи» в 1861 году.
Рассказывают, что на проводах ишан-хазрета в путь и на встречу его, когда возвращался из дальнего путешествия, приехали в дер. Стерлибаш со всех сторон более двух тысяч человек, преимущественно из духовного звания.
Кроме этих путешествий, он, по случаю женитьбы сыновей, сделал двоекратное путешествие в Киргизские[34] степи. В первый раз в 1864 году в Букеевскую степь, к известным по всей орде лицам Исанбаевым и во второй раз в 1870 году в г. Уральск к Белоусовым; приезды его туда являлись для тамошних жителей магометан небывалым счастьем, так как многие не имели возможности побывать в Стерлибаше, для свидания с ишан-хазретом. Почти все окрестные ахуны, имамы и муллы, с некоторыми известными лицами ждали его на пути, выехав на встречу за сотню и более верст, и до сих пор с искусным восторгом рассказывают о его приезде туда, столь приятно было впечатление, как встречали и провожали ишан-хазрета, окруженного своими близкими учеными хальфами, которые в свою очередь были учителями – наставниками многих имамов, обучавшихся в Стерлибашевском медресе. На всеместное между мусульманами уважение к ишан-хазрету обратил внимание и бывший Оренбургский генерал-губернатор Крыжановский, который во время киргизских беспорядков в 1869 году, вызвав его в Оренбург, поручил ему обратиться с духовным внушением и увещанием к производившим беспорядки. Ишан-хазрет, исполнив поручение генерал-губернатора, на другой же день, 23 марта 1869 года, написал киргизам духовное воззвание, которое имело целесообразное влияние на киргизов.
Деятельность и многолетние труды над улучшением медресе осчастливлены были, наконец, всемилостивейшим вниманием в Бозе почивающего Государя Императора Александра II. В 1869 году 19 августа, по всеподданнейшему докладу Управляющего Министерством внутренних дел, было Всемилостивейше пожаловано имаму дер. Стерлибашевой Мухамедхарису Нигматулличу Тукаеву звание «Тархана».
К ишан-хазрету приезжали в дер. Стерлибаш именитые дворяне помещики Тевкелевы, которые были с ним в весьма дружественных отношениях, как и с муфтием Сулеймановым. Один из Тевкелевых[35], впоследствии муфтий, посещая Стерлибаш с юных лет, сделавшись муфтием, вступил в муриды к ишан-хазрету. Желая жить в Стерлибаше, выстроил себе там дом о трех больших комнатах, но по случаю смерти хазрета, надежды его не осуществились, и он пожертвовал свой дом Стерлибашевскому вакуфу; в настоящее время дом этот занимает современный ишан, хальфа-хазрет с семейством.
В своей жизни тархан-хазрет Мухамедхарис соорудил много построек вакуфа, между прочим, на реке Стерле каменный мост, под его личным наблюдением, о котором выше было сказано, и перестроил много зданий медресе.
Оставив добрую память о великих своих заслугах перед мирными мусульманами ишан-хазрет по воле Божьей скончался 2 ноября 1870 года, на 57 году от роду. По смерти его, управление Стерлибашевскими медресе осталось брату Мухамедхаррасу, получившему образование в Бухаре и занимавшему должность имама-мудариса при том же медресе с пятидесятых годов. Но постоянная болезнь, продолжавшаяся несколько лет, унесла его в могилу очень рано, он помер 30 ноября 1871 года. Оба брата погребены на Стерлибашевском кладбище, близ могилы своих родителей, куда и в настоящее время приходит несколько сот молящихся, бывших учеников, из многих губерний Империи.
По смерти последнего, управление медресе перешло к нынешнему имаму Абдулле Мухамедхарисовичу[36], получившему образование в Кашгаре Казанской губернии, а вместо Мухамедхарраса был определен сын его Лутфулла[37]; но последний ушел недолго после отца и умер в августе 1876 года[38] и на его место определен нынешний ахун мударис Губейдулла Мухамедхарисович[39].
После хазретов дело преподавания в медресе Абдуллой Тукаевым было поручено ученым хальфам, во главе которых был уважаемый своею ученостью среди мусульман хаджи-хальфа Абдулла Нигматуллин, из местности Ижбуба Вятской губернии. Он образование получил в Казани в пятидесятых годах текущего столетия у Абдулкарима-хазрета. Он Абдулла Ижбубинский совершил пешком путешествия в Мекку и многие города Азиатской Турции. Отправившись, [в] другой раз в 1883 году, он умер в Медине 2 ноября, которое в том году совпадало с днем убиения Хусеина[40]. В 1884 году из Бухары возвратился третий сын покойного тархана Хабибулла[41], получивший первоначальное образование в Стерлибаше у хаджи-хальфы и в Чакмаке Мензелинского уезда у Абдуллы-хазрета и по возвращении заступил место умершего в Медине хаджи-хальфы.
Учебное значение Стерлибашевского медресе. Стерлибашевские медресе есть ничто иное, как соединение низшего – среднего и высшего духовного училища. В низшем обучаются простой грамотности и необходимым религиозным сведениям, проживая в медресе 3–4 года, затем оставляют его. Во втором, среднем, обучаются желающие поступить в духовное звание – имам-хатибы, для которых необходимо жить в медресе около 10 лет, а в последнем высшем подготовляются быть хальфами и имамо-мударисами, из них некоторые остаются при Стерлибашевском медресе хальфами, а некоторые поступают ахунами – мударисами в разные места.
Для учащихся в Стерлибашевском медресе определенного и обязательного курса нет; в обучение одни поступают в молодом возрасте, другие почти на тридцатом году от роду и остаются в медресе около 15 лет. Наибольшее число обучающихся в этом отделении – сыновья духовных лиц, которые впоследствии определяются в должности на место отцов и которые для определения на избранные должности, с приговором общества являются в Оренбургское Магометанское Духовное Собрание на испытание в познании законов шаригата и получения установленного законом свидетельства; перед этим из медресе от имени мудариса каждому выдается свидетельство о пройденных им науках и о поведении.
В медресе предметы преподавания следующие: татарский и арабский языки; арабская грамматика со всеми подразделениями; арабская словесность гельмель-баян-и маган; гельмель-феаке – учение о мусульманском законоведении; гельмель-хадис – учение об изречениях Мухамета; гельмель-тавсир – толкование Корана; гельмель-ахиях – учение о духовной нравственности; гельмель-гакаид – учение о веровании в единобожие и расколе магометан, с разделением их на 73 секты; гельмель-усул – учение об основных правилах законоведения; гельмель-фараиз – о правах наследства; гельмель-тазвид – учение о правилах чтения Корана.
По курсам предметы распределяются следующим образом: в первых курсах проходят из фикхе[42] – «мухтасар», из ахляха – «гайнель гелем»; в среднем из фикхе – «шархувекая», из ахляха – «тореха»; из грамматики – «шарху мулла»; из гакаида – «тавтазани», из усула – зубуда; в высшем из фикхе – «эдая», из хадиса – «мишкат-шараф», из усула – «тавзих», из тавсира – «карий байрав», из словесности – «тальхис».
Ученики проживают в медресе, где и ночуют, готовят себе пищу, для чего провизию доставляют из дому, за исключением дальних, которые покупают на местном базаре. Время уроков назначено после молитвы (намазов) утренней, полуденной и вечерней. Для учащихся, которые проходят низший курс, учителя хальфы являются к ним в медресе, где дают уроки и спрашивают задание. Ученики же среднего и высшего курсов сами являются в дарасхане (класс), где учение происходит в следующем порядке: один из учеников читает по книге (называющейся гебадатхане), мударис делает перевод на татарский язык, после которого предоставляет учащимся высказать свои мнения по поводу прочитанного, или спрашивает о понятии их, правильно ли это он понимает и в каком смысле; на ответы делают возражения товарищи в том, что таковое его понятие не согласуется с данным и доказывают выводами, приведенными в одном из толкований читаемой статьи из книги (таковых толкований существует очень много). В таких бахасах (возражениях) иногда проходят целые часы, по окончании возражений, если не был решен вопрос, он решается мударисом.
Все мударисы и хальфы преподают бесплатно, как предписанная шаригатом обязанность «учи незнающего, если знаешь, и если он тебя просит». Некоторые приезжают жить с целью преподавания, как благотворительное дело. Считаю нелишним объяснить, что получать плату за обучение запрещено Кораном, по указанию большинства толкований его (глав. 11 стих 31 Корана), где говорится обо всех посланниках Божьих, но в исключительных случаях, когда нет бесплатного преподавания, и последний занимается только преподаванием, тогда и разрешается. По этому поводу надо сказать, что плата, получаемая мударисами на востоке, называется наградою, а не платою за учение.
Как было сказано выше, большинство обучающихся в медресе оставляет оный через 3–4 года; в течение этого времени они получают первоначальное необходимое по религии познание и получают простую грамотность. С этой стороны Стерлибашевское медресе представляет собою духовную школу; в среднем же курсе, где ученики шакирды проводят около 10 лет, готовясь в муллы, они приобретают более подробное познание шаригата, соответствующее среднему образованию. В высшем курсе медресе необходимо проводить около 15 лет, чтобы приготовиться быть тавзих-ханом, мешкат-ханом и тавсир-ханом; в этом отношении Стерлибашевское медресе служит как высшее духовное училище.
Нужно сказать, что учебный год в медресе считается только с 10 сентября по 10 мая; к 1 сроку все мударисы и хальфы учителя бывают готовы, но приезд учеников начинается лишь с октября. Назначить определенное время невозможно, что зависит не от содержателей медресе, а от самих учащихся, так как материальное состояние не у всех одинаково; некоторые проживают в медресе не больше 3 месяцев; наибольшее число учащихся бывает после рекрутских наборов, в последних числах ноября и в начале декабря и, несмотря на это, большинство уезжают еще санным путем.
Из обучавшихся в Стерлибашевском медресе в настоящее время занимают духовные должности около 1000 человек, из которых более видные места занимают мударисы в Тайсугане Бугульминского уезда, в Чакмаке Белебеевского уезда Вагиз-хальфа; в Сламихинской станице Уральской области сын Стерлибашевского ишана Губейдулла-магзум Галикеев; в Каргала Оренбургского уезда его брат Хайрулла магзум Галикеев; в Куручане Белебеевского уезда Хайрулла магзум Хафизов, в звании областного ахуна; в Уральске Ишкулов; в гор. Нижнеуральске 5 человек; в Астрахани ахун Муртазиев и многие другие.
При Стерлибашевском медресе существует русский класс при медресе, содержащийся от Министерства народного просвещения, где в первое время учителем был некто Бухаров, с университетским образованием с 1871 года; затем он был переведен учителем женской гимназии в Оренбург, а в настоящее время он в Ташкенте; потом был Габитов, окончивший учение в уездном училище; он умер в 1881 году в Стерлибаше. В настоящее время с 1881 года состоит преподавателем Шарафутдин Махмутов, окончивший курс в Оренбургской татарской учительской школе. Число учащихся в русских классах бывает средним числом около 35 человек. С 1883 года производятся экзамены для выдачи свидетельства 4 разряда, по отправлению воинской повинности; экзамены бывают под председательством лиц, командируемых уездным училищным советом. В 1890 году окончило курс 10 человек.

Действительный член Уфимского губернского статистического комитета, сын тархана дер. Стерлибашевой Шакир Харисович Тукаев.

Государственная книжная палата РБ. Рукописный фонд. Папка № 6. Рукопись. Без пагинации.


[1] ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 10. Д. 66. Л. 106.
[2] ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 7205. Л. 56 об–57.
[3] Там же. Оп. 2. Д. 5. Л. 175; Оп. 3. Д. 7205. Л. 56 об–57.
[4] Там же. Оп. 2. Д. 6. Л. 204 об–205.
[5] Красная Башкирия. 1929. 3 февраля.
[6] Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIIIXIX вв.). Уфа, 2007. С. 186.
[7] Книга памяти жертв политических репрессий РБ. Т. 2. Уфа, 1999. С. 494; К тому времени, он уже не являлся духовным лицом. Реабилитирован в ноябре 1992 г.
[8] См.: Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. Ч. II. Таблицы. Уфа, 1914. С. 370–371.
[9] Алфавит волостей и селений Уфимской губернии. Уфа, 1902. С. 376–377.
[10] Полный список населенных мест Уфимской губернии. Т. V. Стерлитамакский уезд. Уфа, 1896. С. 501.
[11] Полный список населенных мест Уфимской губернии. Т. V. Стерлитамакский уезд. Уфа, 1896. С. 501.
[12] Полный алфавитный список всех населенных мест Уфимской губернии. Уфа, 1906. С. 366.
[13] Датируется по тексту документа.
[14] Так называет автор своего отца – имама и мударриса Мухаметхариса Нигматулловича Тукаева.
[15] Нигматулла Биктимирович Тукаев, дед автора.
[16] Мухаметхарис Нигматуллович Тукаев.
[17] Русско-турецкая война 1877–1878 гг.
[18] По одному из архивных источников, мечеть в Стерлибашево была построена в 1814 г. (См.: ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2. Д. 5. Л. 174 об).
[19] Выделенный курсивом фрагмент текста впоследствии автором был зачеркнут.
[20] Ширгази хан – хан Младшего казахского жуза с 1825 г., сын Айсуак хана, внук Абулхаир хана.
[21] Зиангир хан (Джихангир) – хан так называемой Букеевской Орды в 1823–1845 гг., сын Букей хана, правнук Абулхаир хана.
[22] Племянницей муфтия С. Тевкелева была урожденная Педисова Хадича Мухаметгиреевна, вышедшая замуж за гвардии полковника Ахмеда Чингиз Букеева, сына хана Зиангира (Джихангира). См.: Азаматова Г.Б. Интеграция национального дворянства в российское общество: на примере рода Тевкелевых. Уфа, 2008. С. 20–21.
[23] Вернее «Нигматуллы Биктимировича», автор и в дальнейшем нередко путает прадеда с дедом.
[24] Вернее «Нигматулле».
[25] В тексте «ответными».
[26] В книге «Тарих-и Стерлибаш» (1899) автор пишет, что Мухаметхарис родился в 1810 г., а Мухаметхаррас – в 1814 г.
[27] Следует «Нигматулла».
[28] Следует «Нигматулла».
[29] Мухаметхарис Нигаметуллин, по архивному источнику, имам-хатыпом и мударрисом Стерлибашевской мечети стал по указу Оренбургского губернского правления за № 14816 от 20 октября 1845 г. См.: ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 10. Д. 66. Л. 106.
[30] Выделенный курсивом фрагмент текста автором зачеркнут.
[31] Точнее «Чукур».
[32] Имеется в виду Гали Сокорой (1826–1889).
[33] Мухаметхаррас Нигаметуллин, по архивному источнику, имамом и мударрисом Стерлибашевской мечети стал по указу Оренбургского губернского правления за № 6808 от 31 августа 1856 г. См.: ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 7205. Л. 56 об–57.
[34] То есть «Казахские».
[35] Тевкелев Салимгарей Шахингареевич (1805–1885), муфтий Оренбургского Магометанского Духовного Собрания с 1865 г.
[36] По одним данным, Габдулла Мухаметхарисович Тукаев (1844–1918) стал имам-хатыпом и мударрисом Стерлибашевской мечети 30 сентября 1871 г., по другим, 12 сентября 1872 г. См.: ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2. Д. 5. Л. 175; Оп. 3. Д. 7205. Л. 56 об–57.
[37] Лотфулла Харрасов был назначен имамом и мударрисом указом Уфимского губернского правления от 16 марта 1873 г. за № 1193. См.: ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2. Д. 6. Л. 204 об–205.
[38] По книге «Тарих-и Стерлибаш», Лотыйфулла Харрасов умер в августе 1878 г.
[39] Губейдулла Харисович Тукаев (1852–07.03.1920) был утвержден имамом и мударрисом указом от 19 сентября 1879 г. за № 3377. 31 мая 1887 г. стал ахуном. См.: ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2. Д. 5. Л. 174 об–175.
[40] Хусеин – внук пророка Мухаммеда, сын 4-го халифа Али и дочери пророка Фатимы.
[41] Хабибулла Харисович Тукаев, по «Тарих-и Стерлибаш», умер 20 января 1897 г., по Р. Фахретдинову – 22 января 1897 г. См.: Фахретдинов Р. Асар. Кн. 1. Уфа, 2006. С. 90. На башк. яз.
[42] В тексте здесь и далее «фекке».

1 комментарий:

  1. Стерлибашевский район - родина таких талантов как: Шамиль Рахматуллин - народный артист Р. Башкортостан и народный артист РСФСР, Равиль Шаммасов - поэт, член союза писателей СССР. Здесь вырос и получил образование Наиль Галеев(Николай Голов) – композитор, народный артист Р. Башкортостан и др.
    http://allforedu.ru/bashkortostan/sterlibash/

    ОтветитьУдалить