Исянгулов Ш.Н. Шежере ялан-бурзянского рода как исторический
источник (по материалам ЦГИА РБ) // Археография Южного Урала: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: Информреклама, 2004. С. 75-76.
Шежере
ялан-бурзянского рода было опубликовано в 1980 г. Г. Хусаиновым[1].
Оно было подвергнуто литературоведческому анализу[2].
Анализ
же данного шежере как исторического источника сделан А. З. Асфандияровым[3].
Однако, как ни странно, он не привлек для соответствующего анализа другие исторические источники, и, прежде
всего ревизские сказки. Тогда как, в ЦГИА РБ находятся документы VII, VIII, IX и X ревизий по
деревне Юлдашево Оренбургского уезда. Они позволяют сравнить ревизские материалы с данными шежере, и ставить
вопрос об их исторической достоверности.
Читая
шежере, мы получаем следующую генеалогию: Габдулла, сын Габбаса, родился
примерно в 1680 г., женился на дочери богатого казаха Исянбая Багмал. У них
было 5 детей: Кутлуюл (1709), Кулбагида (1713), Гульзабида (1718), Гульзагида
(1723), Зайнагабдин (1727-1807). Умер Габдулла в 1764 г. Жену Зайнагабдина
звали Фатимой, и у них был один сын: Искужа (1757-ум. после 1847). Искужа от
своей первой жены Мархабы (1761-1814) имел по-крайней мере семерых детей:
Маргиду (1786), Тажипа (1790), Загида (1794), Сагида (1799), Хисмата (1804),
Магади (1809), Махмута (1813). Искужа в 1847 г. в возрасте 90 лет передал
шежере своему сыну Магадию. Как явствует из примечаний Г. Хусаинова, копия
шежере хранилось в д. Юлдашево Федоровского района у Зайнагабдинова Хайретдина
(1891).
При
первоначальном и поверхностном знакомстве с шежере, оно не вызывает никаких
сомнений в недостоверности приведенных там фактов. Однако внимательный читатель
должен заметить хотя бы одну ошибку в тексте шежере. Так, Габдулла называет
свою жену Багмал, дочерью казаха Исянбая. Умерла она примерно в 1759 г. Внук
Габдуллы же Искужа сообщает, что отец умер в 1807 г. Похоронен был Зайнагабдин
на кладбище вблизи деревни Стерлибашево. Затем Искужа добавляет, что там же
находится могила бабушки Фатихи.[4]
Получается, внук перепутал имена бабушек, или тут что-то другое? Чтобы ответить
на возникающие вопросы, следует привлечь дополнительные источники, прежде всего
документы ревизий. По ревизской сказке 1816 г., в д. Юлдашево Оренбургского
уезда в доме № 14 проживали: Зайнагабдин Кутлугузин 47 лет (1769 г.р.), его
жена Фариза 48 лет (1768), их сыновья: Ишкуза 25 лет (1791), Тагир 8 лет
(1808), жена Ишкузы Слубика (1798). Кроме того, проживали: мать Зайнагабдина
Рахимбика Кутлуюлова 60 лет (1756), брат Сирубай 35 лет (1781), его жена Салима
(1786).[5]
По материалам следующих ревизий становится известно, что Зайнагабдин умер в
1826 г., его брат Сирубай – в 1841 г., Ишкуза – в 1859 г. У Ишкузы было две
жены: Слубика Ташбулатова и Умутбика Мягдиева (1809). К 1859 г. они обе еще
здравствуют. От первой жены Ишкуза имел 5 сыновей и 4 дочерей. Назовем их по
старшинству: Таип (1817), Самига (1820), Гисматулла (1823), Гулифа (1827),
Загидулла (1829), Гафыя (1834), Рабига (1836), Магади (1840), Махмут (1841). У
Таипа к 1859 г. были сыновья: Гайса (1847), Муса (1855); у Гисметуллы –
Гибетулла (1840), Хамидулла (1842), Уразай (1845), Газизулла (1853); у
Загидуллы – Рахматулла (1858).[6]
По
ревизским сказкам отцом Зайнагабдина являлся Кутлугужа, а не Габдулла. Не
совпадают и годы жизни многих, а также имена жен Зайнагабдина и Ишкузы. Чем же
объяснить данное противоречие? Вспомним шежере, где Искужа допустил ошибку при
упоминании бабушки. Но возможно ошибки и не было. Не было ли еще одного
поколения между Габдуллой и Зайгагабдином? Отметим, что жена Зайнагабдина по
шежере Фатима, по ревизским документам же – Фариза. Хотя имена и близкие друг
другу, но не совсем идентичные. Однако имена жен Ишкузы даже близко не подходят
друг к другу.
Еще
большее удивление вызывает разница в годах жизни. По шежере у Искужы
Зайнагабдинова и его первой жены Мархабы было 6 сыновей. Разница, получается,
от 17 до 31 года. По шежере Искужа родился в 1757 г., по ревизиям – в 1791 г.
(разница 34 года), Зайнагабдин, соответственно, в 1727 г., и в 1769 г. (разница
42 года).
По
шежере Искужа женился во второй раз после смерти своей первой жены в 1814 г. По
ревизским сказкам Ишкуза в 1834 г. являлся двоеженцем. Имеется и целый ряд других
противоречий, нестыковок.
В
таких условиях возникает вопрос о достоверности шежере ялан-бурзянского рода
как исторического источника. Становится ясным одно: следует подвергнуть шежере
новому археографическому и источниковедческому анализу. В 1980 г. при
публикации источника многие вопросы были опущены. На сегодня такое состояние не
может удовлетворить исследователей. Немаловажным становится и поиск новых
списков данного шежере.
[1]
Шежере ялан-бурзянского рода // Система жанров в башкирской литературе. Уфа,
1980. С. 109–117.(на башк. яз).
[2]
Хусаинов Г. Б. Башкирская литература XI–XVIII
вв. Учеб. пособие для вузов. Уфа, 1996. С. 108–109; Надергулов М. Х.
Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология,
традиции). Уфа, 2002. С. 56–58. и другие.
[3]
Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 2–3. Изд. 2-е.
Справочная книга. Уфа, 1998. С. 166–169.
[4]
Шежере ялан-бурзянского рода. С. 115.
[5] ЦГИА
РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 146. Л. 616 об.–617.
[6] Там
же. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 430. Л. 1538–1539; Д. 597. Л. 933 об.–934; Д. 704. Л.
883 об.–885.
Комментариев нет:
Отправить комментарий