воскресенье, 2 марта 2014 г.

Шежере ялан-бурзянского рода как исторический источник (по материалам ЦГИА РБ)


Исянгулов Ш.Н. Шежере ялан-бурзянского рода как исторический источник (по материалам ЦГИА РБ) // Археография Южного Урала: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: Информреклама, 2004. С. 75-76.


Шежере ялан-бурзянского рода было опубликовано в 1980 г. Г. Хусаиновым[1]. Оно было подвергнуто литературоведческому анализу[2].

Анализ же данного шежере как исторического источника сделан А. З. Асфандияровым[3]. Однако, как ни странно, он не привлек для соответствующего анализа  другие исторические источники, и, прежде всего ревизские сказки. Тогда как, в ЦГИА РБ находятся документы VII, VIII, IX и X ревизий по деревне Юлдашево Оренбургского уезда. Они позволяют  сравнить ревизские  материалы с данными шежере, и ставить вопрос  об их исторической достоверности.

Читая шежере, мы получаем следующую генеалогию: Габдулла, сын Габбаса, родился примерно в 1680 г., женился на дочери богатого казаха Исянбая Багмал. У них было 5 детей: Кутлуюл (1709), Кулбагида (1713), Гульзабида (1718), Гульзагида (1723), Зайнагабдин (1727-1807). Умер Габдулла в 1764 г. Жену Зайнагабдина звали Фатимой, и у них был один сын: Искужа (1757-ум. после 1847). Искужа от своей первой жены Мархабы (1761-1814) имел по-крайней мере семерых детей: Маргиду (1786), Тажипа (1790), Загида (1794), Сагида (1799), Хисмата (1804), Магади (1809), Махмута (1813). Искужа в 1847 г. в возрасте 90 лет передал шежере своему сыну Магадию. Как явствует из примечаний Г. Хусаинова, копия шежере хранилось в д. Юлдашево Федоровского района у Зайнагабдинова Хайретдина (1891).

При первоначальном и поверхностном знакомстве с шежере, оно не вызывает никаких сомнений в недостоверности приведенных там фактов. Однако внимательный читатель должен заметить хотя бы одну ошибку в тексте шежере. Так, Габдулла называет свою жену Багмал, дочерью казаха Исянбая. Умерла она примерно в 1759 г. Внук Габдуллы же Искужа сообщает, что отец умер в 1807 г. Похоронен был Зайнагабдин на кладбище вблизи деревни Стерлибашево. Затем Искужа добавляет, что там же находится могила бабушки Фатихи.[4] Получается, внук перепутал имена бабушек, или тут что-то другое? Чтобы ответить на возникающие вопросы, следует привлечь дополнительные источники, прежде всего документы ревизий. По ревизской сказке 1816 г., в д. Юлдашево Оренбургского уезда в доме № 14 проживали: Зайнагабдин Кутлугузин 47 лет (1769 г.р.), его жена Фариза 48 лет (1768), их сыновья: Ишкуза 25 лет (1791), Тагир 8 лет (1808), жена Ишкузы Слубика (1798). Кроме того, проживали: мать Зайнагабдина Рахимбика Кутлуюлова 60 лет (1756), брат Сирубай 35 лет (1781), его жена Салима (1786).[5] По материалам следующих ревизий становится известно, что Зайнагабдин умер в 1826 г., его брат Сирубай – в 1841 г., Ишкуза – в 1859 г. У Ишкузы было две жены: Слубика Ташбулатова и Умутбика Мягдиева (1809). К 1859 г. они обе еще здравствуют. От первой жены Ишкуза имел 5 сыновей и 4 дочерей. Назовем их по старшинству: Таип (1817), Самига (1820), Гисматулла (1823), Гулифа (1827), Загидулла (1829), Гафыя (1834), Рабига (1836), Магади (1840), Махмут (1841). У Таипа к 1859 г. были сыновья: Гайса (1847), Муса (1855); у Гисметуллы – Гибетулла (1840), Хамидулла (1842), Уразай (1845), Газизулла (1853); у Загидуллы – Рахматулла (1858).[6]

По ревизским сказкам отцом Зайнагабдина являлся Кутлугужа, а не Габдулла. Не совпадают и годы жизни многих, а также имена жен Зайнагабдина и Ишкузы. Чем же объяснить данное противоречие? Вспомним шежере, где Искужа допустил ошибку при упоминании бабушки. Но возможно ошибки и не было. Не было ли еще одного поколения между Габдуллой и Зайгагабдином? Отметим, что жена Зайнагабдина по шежере Фатима, по ревизским документам же – Фариза. Хотя имена и близкие друг другу, но не совсем идентичные. Однако имена жен Ишкузы даже близко не подходят друг к другу.

Еще большее удивление вызывает разница в годах жизни. По шежере у Искужы Зайнагабдинова и его первой жены Мархабы было 6 сыновей. Разница, получается, от 17 до 31 года. По шежере Искужа родился в 1757 г., по ревизиям – в 1791 г. (разница 34 года), Зайнагабдин, соответственно, в 1727 г., и в 1769 г. (разница 42 года).

По шежере Искужа женился во второй раз после смерти своей первой жены в 1814 г. По ревизским сказкам Ишкуза в 1834 г. являлся двоеженцем. Имеется и целый ряд других противоречий, нестыковок.

В таких условиях возникает вопрос о достоверности шежере ялан-бурзянского рода как исторического источника. Становится ясным одно: следует подвергнуть шежере новому археографическому и источниковедческому анализу. В 1980 г. при публикации источника многие вопросы были опущены. На сегодня такое состояние не может удовлетворить исследователей. Немаловажным становится и поиск новых списков данного шежере.



[1] Шежере ялан-бурзянского рода // Система жанров в башкирской литературе. Уфа, 1980. С. 109–117.(на башк. яз).
[2] Хусаинов Г. Б. Башкирская литература XIXVIII вв. Учеб. пособие для вузов. Уфа, 1996. С. 108–109; Надергулов М. Х. Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, традиции). Уфа, 2002. С. 56–58. и другие.
[3] Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 2–3. Изд. 2-е. Справочная книга. Уфа, 1998. С. 166–169.
[4] Шежере ялан-бурзянского рода. С. 115.
[5] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 146. Л. 616 об.–617.
[6] Там же. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 430. Л. 1538–1539; Д. 597. Л. 933 об.–934; Д. 704. Л. 883 об.–885.

Комментариев нет:

Отправить комментарий