воскресенье, 2 марта 2014 г.

Политическое развитие Южного и Центрального Башкортостана в XV веке

Исянгулов Ш.Н. Политическое развитие Южного и Центрального Башкортостана в XV веке // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 28-35.




История башкирского народа в XV в. изучена на сегодняшний день недостаточно. В местной историографии установилась точка зрения, по которой считается, что после смерти Едигея (1419 г.) Башкирия была разделена между Ногайской Ордой, Казанским и Сибирским ханствами[1]. Однако вопрос о подчинении южных и центральных районов Башкирии Ногайской Орде в XV в. остается неразработанным и требует специального изучения.


В данной статье рассматривается политическое развитие Южного и Центрального Башкортостана, впоследствии вошедших в состав Ногайской Орды, после смерти Едигея (1419 г.) и до конца XV в.


Для правильного представления политического развития башкирских земель следует вернуться ко времени завоевательных походов монголов и образования Золотой Орды. Как известно, новое государственное образование – Золотая Орда была разделена на улусы между различными родственниками Батыя. Исследователи Г. А. Федоров-Давыдов и В. Л. Егоров, основываясь на сообщениях различных авторов, реконструировали эти отдельные владения – улусы. Например, по их мнению, вдоль правого и левого берегов р. Яика располагалось два улуса. Пятый сын Джучи Шибан занимал территории современного Северного Казахстана и Западной Сибири[2]. Следует предположить, что территория Башкирии также являлась, скорее всего, отдельным улусом одного из потомков Чингис-хана. Дело в том, что позже, когда центральная и южная Башкирия входила в состав Ногайской Орды, данная территория составляла отдельное владение[3]. Вполне возможно, что ногайцы позаимствовали прежнее административное устройство. Это, по нашему мнению, подтверждает и рукописная «История Усергана». В ней рассказывается следующее: «Тура-хан. На реке Белой известна гора (под названием) Тура-таг. Это место его ставки. Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сын был Кусем-хан. В те времена в Сарайчике было сражение с Бурак-ханом, т. е. происходили события из-за земли и воды. После Кусем-хан своего младшего брата Бирдебека отправил с сильным войском с северной стороны. Бурак с правой стороны отправил Мансура. Затем с двух сторон противостояли (друг другу), готовились к битве. Ведя переговоры, заключили соглашение о следующем: правая сторона реки Самары досталась Бурак-хану, его подданными были ногайцы; северная сторона реки Самары досталась Кусем-хану, его подданными были башкиры. Затем после перемирия Бирдебек-султан (и) Мансур с двух (противоположных) берегов реки Белой состязались в стрельбе из лука. Каждый из них был великолепным стрелком и эмиром, и стрелы обоих из них перелетели дороги, идущие по (обеим) сторонам реки Белой. Прожив с таким пиршеством и весельем месяц, ушли обратно, то есть вернулись в свои страны»[4].


Данное произведение было подготовлено и опубликовано академиком АН РБ, профессором Г. Б. Хусаиновым на башкирском языке в журнале «Ватандаш» под названием «История башкир»[5]. В 1960 г. предание «Тура-хан» было опубликовано в книге «Башкирские шежере»[6].


Еще Р. Г. Кузеев обратил внимание, что в предании говорится о междоусобной войне в Золотой Орде, разыгравшейся в 1420-е гг. между Улуг-Мухаммедом и Бораком[7]. Как известно, Барак (погиб в 1428/9 г.) был правителем Ак-Орды и являлся чингизидом. Он приходился внуком Урус-хану, противнику Тохтамыша в 1370-е гг. Родословная Урус-хана противоречива. По одним данным, он является потомком старшего сына Джучи Орды, по другим, его 13-го сына Тука-Тимура[8]. К 1423 г. Барак практически полностью объединил восточную часть Улуса Джучи, и стал правителем кочевых узбеков. Ему удалось разгромить золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда и на некоторое время одержать верх над всеми своими противниками в Улусе Джучи[9].


Родная сестра Барака Суйдуним-Султан являлась женой знаменитого эмира Едигея. Их сын Мансур, предводитель мангытов (ногайцев), в 1420-е гг. поддерживал своего дядю – Барака. По рассказу автора «Умдат ат-Таварих» ал-Хаджжа Абд ал-Гаффара Карими, Барак-хан был виновником смерти своего племянника Мансур-бия (погиб примерно в 1426 г.)[10]. Об этом же рассказывается и в «Истории Усергана». В ней отмечается, что Мансур был убит по наущению своего старшего брата (дяди) Барака[11]. Впоследствии Барак сам пал жертвой ответных действий детей Едигея.


Как известно, Едигей не был чингизидом, и поэтому Мансур не мог носить титула «султан». По мнению Т. И. Султанова, арабское слово «султан» с середины XIV в. в улусах Джучи и Чагатая становится титулом каждого представителя династии, происходившей от Чингис-хана[12]. Из этого можно сделать вывод, что башкирские правители: Тура-хан, его сыновья Кусем-хан и Бирдебек султан были чингизидами. К началу XV в. после гибели Едигея они могли обрести реальную самостоятельность. Вполне возможно, что они являлись потомками одного из сыновей Джучи, и получили власть над башкирами по наследству.


По некоторым данным, Бараку удалось подчинить своей власти башкирские племена. Но вышеупомянутое предание, как нам кажется, является вполне правдоподобным. Если правителю кочевых узбеков и удалось как-то взять верх над башкирами, то это было не надолго. Вскоре Барак погиб, начались новые междоусобицы.


Ногайцы также до 1470–1480-х гг. не могли господствовать в Башкирии. Дело в том, что Ногайская Орда сама была зависима от других правителей – чингизидов. Они вступали в союз то с кочевыми узбеками, то с сибирским Шибанидами, а то и с Тукайтимуридами, в большинстве случаев признавая их своими сюзеренами. Этнополитическое ядро ногайцев находилось в Западном Казахстане, в степях между Волгой, Яиком и Эмбой. Здесь они обосновались в конце XIV в.[13]


Скорее всего, Башкирия в 1420–1470-е гг. являлась отдельным самостоятельным улусом. В ней правили какие-то потомки Джучи. Их подданными в основном были башкиры. Однако междоусобные войны не могли не коснуться и Башкирии. Об этом рассказывается и в «Истории башкир» («Истории Усергана»). В ней говорится, что при Кусем-хане произошли какие-то беспорядки[14]. Политика башкирских правителей – чингизидов иногда вступала в противоречие с интересами башкирских племен.


Интерес представляет и то, что в «Истории Усергана» («История башкир») приводятся и потомки Барак-хана. В вышеприведенном тексте Тура-хан был старшим современником Барака, в другом месте отмечается следующее: «Борак бен Жанибек – Ядкар султан бен Борак – Куска бен Жанибек – Касим хан – Тура хан – Бирдебек султан бен Тура Бирдебек султан Куса хан – Ишим хан – Тугын хан – Ичеуак хан»[15]. На самом деле, у Барака было три сына: Мир-Сайид, Мир-Касим и Абу Саид (означает «отец Саида»), настоящее имя которого было Джанибек. Джанибек известен в истории как один из основателей казахского государства в 1460-1470-е гг.[16] У казахского хана Джанибека было 9 сыновей, третьим из них был Касим (погиб в 1519/23 гг.), восьмым – Усек (Усен, Уснак)[17]. «История Усергана» («История башкир») сообщает, что Куска бен Жанибек был ханом в Сарайчике. Будто бы у него было 30 сыновей, четверо из них стали наследниками отца. Также отмечается, что Касим был ханом над ногаями и башкирами, в междуречье Белой и Самары. У Касима –сын Тура-хан, от него Кусем-хан[18]. Если под Куской бен Жанибеком имеется в виду реальный Усек, сын казахского хана Джанибека, то сведений об обстоятельствах его жизни нет. Наиболее известным же сыном Джанибека был Касим, который не будучи главным ханом у казахов при жизни Бурундук-хана, фактически являлся таковым. Он выдвинулся в борьбе над узбекскими Шибанидами в конце XV – начале XVI в. Количество подчиненного Касиму населения, по свидетельству Мухаммад Хайдара, достигало до миллиона человек. У Касима было двое сыновей: Мамаш и Хакназар и одна дочь, которая вышла замуж, по казахским преданиям, за ногайского бия Шейх-Мамая[19]. На сегодняшний день нельзя сказать, подчинялись ли правителям казахов: Джанибеку, Усеку и Касиму башкиры (усергане) в 1470-е – начале XVI в. Но возможно, что в условиях междоусобиц, башкиры могли формально признавать главенство казахских ханов в борьбе против ногайцев и сибирских Шибанидов.


В то же время следует отметить, что какие-то связи (вассальные, союзнические) во второй половине XV в. сохранялись и с Большой Ордой, основная территория которой находилась за Волгой. По сведениям такого источника, как «Дефтер-и Чингиз-наме» (XVII в.), в составе Большой Орды имелись следующие племена: Уйшын, Мин, Тамьян, Кипчак, Джурматы, Киреит, Муйтен, Бурзян, Катай, Салджигут. Недаром исследователи говорят о «башкиризированности» Большой Орды[20]. Башкиры и в условиях распада Золотой Орды продолжали таким образом признавать своим сюзереном хана Большой Орды, или входили в союз с этим государственным образованием в те или иные периоды истории.


Ногайцы же примерно в 1473 г. заключили в союз с сибирским ханом Ибаком. Именно данная коалиция в 1481 г. разгромила Большую Орду, убив ее правителя – хана Ахмата. С этого времени, как нам представляется, следует говорить о ногайском господстве в Башкирии. Лишь после 1481 г. Ногайская Орда фактически стала самостоятельным государством, хотя формально продолжала зависеть от сибирских Шибанидов. Башкиры же лишились своего союзника в лице Большой Орды, окончательно переставшей существовать в 1502 г. Об этом пишет и В. В. Трепавлов, отмечая, что распространение власти мангытских биев на башкирские племена можно отнести лишь к последней четверти XV в.[21] Ногайская Орда и до 1480-х гг., и после не была достаточно единой. Поэтому и взаимоотношения ногайцев с башкирами не могли быть однозначными.


В отдельные годы главенство над Центральной Башкирией могли получить и узбекские Шибаниды. Дело в том, что в двух юрматынских шежере предком Юрматы-бия называется Шабан-хан[22]. По предположению Д. М. Исхакова, до 1447 г. в некоторые периоды Шибанидам возможно подчинялось и население Поволжья[23].


Улусы чингизидов со временем распадались на более мелкие владения, постоянно перераспределялись между многочисленными наследниками. Это же явление было характерно и для Ногайской Орды, и, наверное, и для Башкирии. Об этом свидетельствуют и башкирские шежере. Практически каждое из них начинается с какого-нибудь хана, но в дальнейшем потомки ханов получают лишь титул бия. Поэтому общенародные, надплеменные государственные образования, в конце концов, подвергались процессам дробления, децентрализации.


Политическая жизнь в Башкортостане в XV в. была сложной. На основе анализа имеющихся на сегодня источников и литературы можно сделать следующие выводы.


Башкирия в 1420–1470-е гг. являлась отдельным улусом (или, даже, возможно, состояла из нескольких улусов). Здесь правили потомки одного из сыновей Джучи – чингизиды. В силу внутренних и внешних причин улус (улусы) прекратил свое существование в 1480-е гг., а племена Южного и Центрального Башкортостана подчинились ногайским правителям.


Вырисовываются естественные союзники и противники этого улуса и соответственно башкир. Союзниками башкир выступали ханы Золотой Орды (в 1420 гг. – Улуг-Мухаммед – ?), а затем и Большой Орды, казахские ханы – Тукайтимуриды, возможно отдельные силы ногайцев. Одни из них слабели, другие – находились в значительном отдалении от Башкирии. Противниками башкир были: кочевые узбеки (при Бараке, а возможно и при Абулхаире), основная часть ногайцев, сибирские Шибаниды, каждый из которых стремился занять ведущие позиции на востоке Улуса Джучи.




[1] См., например: История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. Уфа, 1996. С. 125.
[2] Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. С. 60–61; Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIIIXIV вв. М., 1985. С. 163–164.
[3] Трепавлов В. В. Ногаи в Башкирии, XVXVII вв. / Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. Уфа, 1997. С. 14–27.
[4] Приводится по: Надергулов М. Х. Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, традиции). Уфа, 2002. С. 140.
[5] Хусаинов Г. История башкир // Ватандаш. 2006. № 9. С. 93–94. На башк. яз.
[6] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 77–78, 80. Здесь в переводе на русский язык допущены некоторые ошибки. Например, отмечено «Бэрдибэк и султан Мансур», должно быть «Бэрдибэк султан и Мансур». Мансур, не будучи чингизидом, не мог носить титула «султан».
[7] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 199.
[8] Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М., 2006. С. 122–124, 264–270.
[9] Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.–Л., 1950. С. 411.
[10] Султанов Т. И. Указ. соч. С. 273.
[11] Хусаинов Г. Указ. соч. С. 93. На башк. яз.
[12] Султанов Т. И. Указ. соч. С. 67.
[13] Трепавлов В. В. Указ. соч. С. 16.
[14] Хусаинов Г. Указ. соч. С. 94–95. На башк. яз.
[15] Хусаинов Г. Указ. соч.. С. 93. На башк. яз.
[16] Абусеитова М. Х. Казахское ханство во второй половине XVI века. А.–А., 1985. С. 39–41.
[17] Султанов Т. И. Указ. соч. С. 274–282.
[18] Хусаинов Г. Указ. соч. С. 86, 93. На башк. яз.
[19] Абусеитова М. Х. Указ. соч. С. 42–43, 66.
[20] Исхаков Д. М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа). Казань, 2005. С. 46.
[21] Трепавлов В. В. Указ. соч. С. 16.
[22] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 67; Ахметзянов М. И. Татарские родословные. Казань, 1995. С. 36. На тат. яз. Однако идентификация Шабан-хана из шежере с узбекским ханом Мухаммедом Шейбани (1451–1510), окончательно завоевавшим Мавераннахр в начале XVI в., как это сделал казанский историк М. И. Ахметзянов, представляется недостаточно обоснованной.
[23] Исхаков Д. М. Указ. соч. С. 50.

Комментариев нет:

Отправить комментарий