Исянгулов Ш.Н. Теория пассионарности и история башкир // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 13-15.
К V в. н. э. древний
башкирский народ являлся «реликтом» (выражение Л. Н. Гумилева), однако в V–VI
вв. в результате смешения с гуннами и уграми произошел пассионарный толчок. С
эпохи Великого переселения народов башкиры каждые 100–150 лет начинают получать
новые импульсы пассионарности с пребыванием на Урал других этносов. Поэтому
пассионарность до XIII в. у башкир сохранялась на очень высоком уровне, так как
она пополнялась постоянно новыми свежими силами. В IX в. н. э. заканчивается
скрытая фаза подъема (первые сведения о башкирах относятся к IX в.). А в 922 г . арабский дипломат Ибн
Фадлан застал башкир – типичных представителей фазы подъема: воинственных и
очень пассионарных.
После завоевания башкир
монголами (1236 г .)
стереотип поведения у башкир меняется. Между башкирскими племенами происходили бесконечные
междоусобицы. Это так называемая акматическая фаза. Именно в это время
появились эпосы «Идукай и Мурадым», «Последний из Сартаева рода», «Бабсак и
Кусяк».
С середины XVI в.
начинается фаза надлома. Пассионарии поднимали восстания. Но достаточно уже
субпассионариев и гармоничных людей. Это те, которые в ходе восстаний помогают
русскому правительству. У них доминирует разум, нежели чувства. Таймас Шаимов,
Туктамыш Ишбулатов – типичные представители фазы надлома.
Но постепенно произошло
замирение края, то есть снижение пассионарности у башкир. После 1775 г . они изменились
качественным образом. В конце XVIII в. башкиры вступили в инерционную фазу
развития. По мысли Л. Н. Гумилева, «подавляющее
большинство предпочитает любую регламентацию, позволяющую надеяться на защиту
от произвола сильных, поэтому отличительной чертой инерции является
сокращение активного пассионарного
элемента и полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого обывателя».
После 1798 г .
башкиры стали более послушными, нежели русские крестьяне, а в 1835 г . уже сами подавляли
восстания. Практически в первой половине XIX в. башкиры вошли в состав
российского суперэтноса.
Особенность XIX–XX вв. –
быстрота протекания этнических процессов. В результате модернизаций на глазах у
одного поколения менялись стереотипы поведения. Поэтому обозначить границы фаз
этногенеза в XIX–XX вв. не просто. Они неодинаковы для различных регионов
Башкортостана.
Для инерционной фазы
характерна борьба одиночек: Буранбай сэсэн, Бииш и другие. Народ во многом
оставался безучастным. У Мамина-Сибиряка башкиры в 90-е гг. XIX в. – это
представители уже мемориальной фазы. Они живут воспоминаниями, вздыхают о
прошлых героических временах. Башкиры должны были бы (по Л. Н. Гумилеву)
исчезнуть. Но в конце XIX в. произошла этническая регенерация – восстановление
этнической структуры после потрясений – упадка полукочевого скотоводства,
перехода к земледелию, голода 90-х гг. Башкиры принимают русские и европейские
ценности. Исчезает национальная одежда, меняется быт. К началу XX в. появляется
интеллигенция, воспитанная на русской и европейской культуре. Одним из первых
продуктов этнической регенерации стал джадидизм. Джадидизм – первый всплеск
пассионарности после этнической регенерации. Его следующий этап – национальное
движение 1917–1920 гг. Этническая регенерация волнообразно происходит и в
советское время, когда русские ценности получают доминирующее положение (они
нередко приходили в противоречие с хозяйственными, языческими, исламскими и
другими традициями башкир). В итоге происходит незначительное повышение
пассионарности у башкир. Многие пассионарии погибли на фронтах Великой
Отечественной войны. К концу 1980-х гг. центром башкирских пассионариев
становится г. Уфа. Однако различные причины привели к оттоку пассионариев в Западную
Сибирь, в Челябинскую область (г. Миасс, Златоуст, Магнитогорск).
Ассимиляционные процессы, манкуртизм – характерные черты эпохи этнической
регенерации.
В результате облик
башкира изменился. В мировоззрение башкир были включены стереотипы мышления
людей другой культуры. Процесс этнической регенерации продолжается до сих пор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий