воскресенье, 2 марта 2014 г.

Теория пассионарности и история башкир

Исянгулов Ш.Н. Теория пассионарности и история башкир // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 13-15.




К V в. н. э. древний башкирский народ являлся «реликтом» (выражение Л. Н. Гумилева), однако в V–VI вв. в результате смешения с гуннами и уграми произошел пассионарный толчок. С эпохи Великого переселения народов башкиры каждые 100–150 лет начинают получать новые импульсы пассионарности с пребыванием на Урал других этносов. Поэтому пассионарность до XIII в. у башкир сохранялась на очень высоком уровне, так как она пополнялась постоянно новыми свежими силами. В IX в. н. э. заканчивается скрытая фаза подъема (первые сведения о башкирах относятся к IX в.). А в 922 г. арабский дипломат Ибн Фадлан застал башкир – типичных представителей фазы подъема: воинственных и очень пассионарных.


После завоевания башкир монголами (1236 г.) стереотип поведения у башкир меняется. Между башкирскими племенами происходили бесконечные междоусобицы. Это так называемая акматическая фаза. Именно в это время появились эпосы «Идукай и Мурадым», «Последний из Сартаева рода», «Бабсак и Кусяк».


С середины XVI в. начинается фаза надлома. Пассионарии поднимали восстания. Но достаточно уже субпассионариев и гармоничных людей. Это те, которые в ходе восстаний помогают русскому правительству. У них доминирует разум, нежели чувства. Таймас Шаимов, Туктамыш Ишбулатов – типичные представители фазы надлома.


Но постепенно произошло замирение края, то есть снижение пассионарности у башкир. После 1775 г. они изменились качественным образом. В конце XVIII в. башкиры вступили в инерционную фазу развития. По мысли Л. Н. Гумилева, «подавляющее большинство предпочитает любую регламентацию, позволяющую надеяться на защиту от произвола сильных, поэтому отличительной чертой инерции является сокращение  активного пассионарного элемента и полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого обывателя». После 1798 г. башкиры стали более послушными, нежели русские крестьяне, а в 1835 г. уже сами подавляли восстания. Практически в первой половине XIX в. башкиры вошли в состав российского суперэтноса.


Особенность XIX–XX вв. – быстрота протекания этнических процессов. В результате модернизаций на глазах у одного поколения менялись стереотипы поведения. Поэтому обозначить границы фаз этногенеза в XIX–XX вв. не просто. Они неодинаковы для различных регионов Башкортостана.


Для инерционной фазы характерна борьба одиночек: Буранбай сэсэн, Бииш и другие. Народ во многом оставался безучастным. У Мамина-Сибиряка башкиры в 90-е гг. XIX в. – это представители уже мемориальной фазы. Они живут воспоминаниями, вздыхают о прошлых героических временах. Башкиры должны были бы (по Л. Н. Гумилеву) исчезнуть. Но в конце XIX в. произошла этническая регенерация – восстановление этнической структуры после потрясений – упадка полукочевого скотоводства, перехода к земледелию, голода 90-х гг. Башкиры принимают русские и европейские ценности. Исчезает национальная одежда, меняется быт. К началу XX в. появляется интеллигенция, воспитанная на русской и европейской культуре. Одним из первых продуктов этнической регенерации стал джадидизм. Джадидизм – первый всплеск пассионарности после этнической регенерации. Его следующий этап – национальное движение 1917–1920 гг. Этническая регенерация волнообразно происходит и в советское время, когда русские ценности получают доминирующее положение (они нередко приходили в противоречие с хозяйственными, языческими, исламскими и другими традициями башкир). В итоге происходит незначительное повышение пассионарности у башкир. Многие пассионарии погибли на фронтах Великой Отечественной войны. К концу 1980-х гг. центром башкирских пассионариев становится г. Уфа. Однако различные причины привели к оттоку пассионариев в Западную Сибирь, в Челябинскую область (г. Миасс, Златоуст, Магнитогорск). Ассимиляционные процессы, манкуртизм – характерные черты эпохи этнической регенерации.


В результате облик башкира изменился. В мировоззрение башкир были включены стереотипы мышления людей другой культуры. Процесс этнической регенерации продолжается до сих пор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий