воскресенье, 2 марта 2014 г.

Сведения Гардизи о древних башкирах: проблемы хронологии

Исянгулов Ш.Н. Сведения Гардизи о древних башкирах: проблемы хронологии // Актуальные проблемы современного литературоведения и литературы, фольклористики и археографии: к 85-летию академика АН РБ, профессора Г.Б. Хусаинова: Материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 2013. С. 280-282.




Сведения персидского автора XI в. Абу Саида Абд ал-Хая бен аз-Заххака бен Махмуда Гардизи о древних башкирах, по нашему мнению, проанализированы в научной литературе недостаточно. Свой труд «Краса повествований» («Зайн ал-ахбар») он написал в период правления газневидского султана Абд ар-Рашида (1049–1053) на территории современного Афганистана. Его источниками были не дошедшие до нас сочинения Ибн Хордадбеха, Ибн Мукаффы, Джейхани. В.В. Бартольд считал, что текст Гардизи о тюрках повторяет сведения Ибн Русте [5, с. 589–590]. Однако ныне доказано, что Гардизи не знал труда Ибн Русте, а пользовался общими с ним вышеуказанными источниками [15, с. 286–287]. По мнению ряда исследователей, сообщение Гардизи о башкирах восходит к IX в. [12, с. 21; 8, с. 41–42].


Вот что сообщает Гардизи: «Причина объединения киргизов под властью своего начальника была следующая. Он происходил из славян и был одним из славянских вельмож; когда он жил в стране славян, туда прибыл посол из Рума; этот человек убил того посла… [Итак], тот начальник в споре убил посла и по необходимости должен был покинуть страну славян. Он ушел оттуда и пришел к хазарам; хазарский хакан хорошо обращался с ним до своей смерти. Когда на престол сел другой хакан, он обнаружил нерасположение к пришельцу; тот был вынужден удалиться, ушел и пришел к Башджурту. Этот Башджурт был одним из хазарских вельмож и жил между владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников. Хазарский хан отправил к Башджурту человека, требуя, чтобы он прогнал славянина; тот поговорил об этом со славянином; славянин отправился во владения…, с которыми он находился в родстве. По дороге он прибыл в одно место между владениями кимаков и тугузгузов; хан тугузгузов поссорился со своим племенем и рассердился на них; [многих из] них убили; [остальные] рассеялись и по одному или по два стали приходить к славянину. Он всех принимал и оказывал им добро, так что их набралось много. Он послал человека к Башджурту, заключил с ним дружбу и этим усилился; после этого он произвел нападение на гузов, многих из них убил, многих взял в плен и собрал много денег, частью благодаря грабежам, частью благодаря пленным, которых он всех продал в рабство. Тому племени, которое собралось около него, он дал имя киргиз» [6, с. 46–47].


Очевидно, что указанные в рассказе Гардизи события, происходили в IX в. Рассказ о междоусобицах у тугузгузов и победе киргизов над ними дают ясные хронологические ориентиры. Общеизвестно, что около 820 г. началась война между древними кыргызами (китайцы их называли «хягас», это предки современных хакасов) и слабеющим Уйгурским каганатом, закончившаяся в 840 г. победой первых. В последующие семь лет Уйгурский каганат окончательно был разгромлен, а часть уйгуров ушла в Восточный Туркестан, где стала известна под именем тугузгузов (о тождественности тугузгузов арабских и персидских источников уйгурам писал еще В.В. Бартольд) [7, с. 568–569]. Уже в 841–842 гг. кыргызские войска, преследуя уйгуров, захватили часть Джунгарии, ворвались в Восточный Туркестан, а в марте 843 г. взяли города Бейтин (Бешбалык), Аньси (Куча) и доходили вплоть до Кашгара. Экспансия кыргызов в Восточный Туркестан была относительно кратковременной и к началу X в. кыргызы вернулись на территорию северо-западной Монголии и Тувы.


Часть уйгуров бежала на запад. Преследуя их, кыргызы к середине IX в. вышли к Среднему Иртышу, постепенно приближаясь к Уралу, где столкнулись с землями древних башкир. В верховьях реки Урал, на Среднем Иртыше раскопаны курганы древнехакасской, так называемой тюхтятской культуры IXX вв. Часть кыргызов ушла далее на запад, за Волгу. Л.Р. Кызласов, ссылаясь на работу Р.Г. Кузеева, полагал, что проникновение в Башкирию таких родо-племенных групп, как кахас, киргиз, ун, сарыг, ас, относится к IXX вв. и связано с экспансией хакасов в западном направлении [14, с. 74–76, 120]. В.А. Иванов, отождествляя кушнаренковскую культуру с древними мадьярами, причину ухода их из Башкирии видит в продвижении кыргызов (хакасов) в середине IX в. [11, с. 91–92].


Здесь следует вспомнить слова Гардизи о том, что предводитель киргизов (славянин) заключил союз с Башджуртом. Если так, то получается, что древние башкиры выступали союзниками хакасов, волжских булгар, печенегов и оказывались врагами уйгуров, мадьяр, огузов, кимаков, кипчаков.


В таком случае, неоднозначными оказывались отношения башкир и с номинальным сюзереном – хазарским каганом. Об определенной зависимости Башджурта от хазарского кагана свидетельствует текст Гардизи. Хазария здесь выступает и враждебной силой Византии. Известно, что отношения между ними испортились во второй половине VIII в. В конце VIII в. – 809 гг. Хазария принимает иудаизм в качестве государственной религии. Улучшение хазаро-византийских отношений относится к 30-м гг. IX в., когда византийцы по просьбе хазар построили крепость Саркел (Белая Вежа) на Дону [16, с. 30–32]. Очевидно, что приход «славянина» в Хазарию произошло до 830-х гг.


Несмотря на то, что хазарский каган был уже иудеем, Башджурт все же подчиняется ему. В чем же было дело? Дело в том, что хазарский каган являлся сакральным правителем, а Хазария – непосредственным наследником и продолжателем Тюркского каганата. Каган, будучи представителем древнетюркской династии Ашина, был обладателем «небесной силы», «счастья» (ҡот). Другой восточный автор Абу Исхак ал-Фариси ал-Истахри (850–934) писал, что соседние народы не решались воевать с хазарами из-за великого почтения к их кагану [10, с. 222; 3, с. 557]. Скорее всего, именно сакральная сила кагана играла главную роль в номинальном подчинении башкир Хазарии. До начала IX в., надо думать, зависимость башкир от Хазарии была более сильной. Однако принятие иудаизма в качестве государственной религии хазарской знатью привело к значительному ослаблению этой зависимости. Однако номинально она, скорее всего, еще сохранялась определенное время. Союз древних башкир с кыргызами, печенегами превращал их в будущем в потенциальных врагов Хазарии и союзников Волжской Булгарии.


Доминирование древних кыргызов в Центральной Азии было кратковременным, и уже в конце IX в. произошло объединение и усиление их врагов: кимаков, карлуков, огузов. По сообщениям ал-Масуди и Константина Багрянородного, во второй половине IX в. в степях вокруг Аральского моря произошли столкновения печенегов, баджгардов, нукарда, баджна с огузами, кимаками и карлуками, в результате чего в 893 или 898 г. печенеги ушли за Волгу [4, с. 155; 13, с. 58; 1, с. 129]. Вытеснение печенегов в южнорусские степи произошло при непосредственном участии Хазарского каганата, заключившего союз с огузами [9, с. 105–107]. Очевидно, что Хазария во второй половине IX в. становится враждебной силой и по отношению к башкирам, являвшихся союзниками печенегов. И.В. Антонов считает, что описанные Гардизи события относятся ко второй половине IX в. и пишет, что башкиры могли признать над собой политическую власть Хазарского каганата после поражения печенежского союза племен от коалиции хазар и огузов [2, с. 132–133]. Однако, как было показано выше, скорее всего, сообщение Гардизи в основном относится к 810–860 гг. Он не упоминает о победе огузов над печенегами и башкирами. Таким образом, можно считать, что Гардизи описывает наиболее ранний период истории древних башкир, известный по письменным источникам.


 


Литература и источники


1. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IXXIII вв. Ашхабад, 1969.


2. Антонов И.В. Башкиры в эпоху средневековья (очерки этнической и политической истории). Уфа, 2012.


3. Артамонов М.И. История хазар. 2-е изд. СПб., 2001.


4. Багрянородный К. Об управлении империей. Текст. Перевод. Комментарий. М., 1989.


5. Бартольд В.В. Гардизи // Бартольд В.В. Сочинения. Т. VIII. Работы по источниковедению. М., 1973. С. 589–590.


6. Бартольд В.В. <Извлечения из сочинения Гардизи Зайн Ал-Ахбар> Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893–1894 гг.» // Бартольд В.В. Сочинения. Т. VIII. Работы по источниковедению. М., 1973. С. 23–62.


7. Бартольд В.В. Тугузгузы // Бартольд В.В. Сочинения. Т. V. М., 1968. С. 568–569.


8. Бикбулатов Н.В. Этноним башҡорт // Башкирская этнонимия: Сборник статей. Уфа, 1986. С. 29–48.


9. Гарустович Г.Н., Иванов В.А. Огузы и печенеги в евразийских степях. Уфа, 2001.


10. Голден П.Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993. С. 211–233.


11. Иванов В.А. Древние угры-мадьяры в Восточной Европе. Уфа, 1999.


12. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Уфа, 2010.


13. Кумеков Б.Е. Государство кимаков IXXI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972.


14. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.


15. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VIIX вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000. С. 264–323.


16. Новосельцев А.П. Хазария в системе международных отношений VIIIX веков // Вопросы истории. 1987. № 2. С. 20–32.

Комментариев нет:

Отправить комментарий