воскресенье, 2 марта 2014 г.

Философские основы эпоса "Узак-Тузак - потомки балабашняков"

Исянгулов Ш.Н. Философские основы эпоса "Узак-Тузак - потомки балабашняков" // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 16-21.




Эпос «Узак-Тузак – потомки балабашняков» является уникальным фольклорным документом, в котором нашли отражение различные философские идеи, присущие мировоззрению башкирского народа. Данные идеи имеют параллели с философскими системами современности.


Хотелось бы обратить внимание на эти параллели, а также выявить исходные философские основы эпоса. В литературе данная проблема еще не рассматривалась. Эпос изучен как исторический источник[1]. Были выявлены некоторые религиозно-мифологические основы эпоса[2].


Прежде всего, отметим, что в эпосе речь идет о башняках (печенегах) – народе, которого нет в настоящее время. Некоторая их часть, как показывает данный эпос, влилась в состав башкирского народа.


Эпос четко делится на две части. Если в первой части эпоса прослеживается история переселения балабашняков на Урал (и вообще она посвящена истории народа), то вторая его половина носит религиозно-философский характер. Именно последняя часть эпоса и является объектом нашего исследования. Философская часть эпоса также четко делится на «завещание» Янузака и поиск Узак-Тузаком смысла жизни. В «завещании» Янузака сформулированы, в частности, некоторые педагогические основы воспитания подрастающего поколения. Янузак предпочтение отдает разуму, рационализму, нежели чувствам. Человек рождается, чтобы мыслить, говорит он сыну (“Уйлар өсөн тыуалар”). А мысль, разум – главное отличие человека от других существ. Янузак выделяет роль матери и отца в семье. Женщина, являясь воплощением эмоционального начала, должна давать сердечное тепло подрастающему поколению. Мать должна развивать чувства в человеке, чувственное начало, но не разум.


Инәй наҙы – күҙ алда,


Атай наҙы – төптәрәк.


Материнская нежность – в глазах,


В сердце затаена – у отца[3].


Роль отца в семье иная. Отец не должен баловать дитя. Но он тоже влияет на эмоциональное начало в человеке, однако, не любовью, как мать, а некоторой отчужденностью и холодностью. Однако сфера влияния отца – это не только чувства, но и разум. Отец не должен проявлять свою любовь к сыну, а должен учить его труду.


Атай улды һөйөүе


Үпәс булмаҫ, эш булыр,


Атай – улға, ул – атаға


Эш өҫтөндә иш булыр.


Любовь его – не поцелуй, а работа:


Отец – сыну, а сын – отцу


В совместном труде будут опорой.


Сын должен быть продолжателем дела отца.


Инәй үлһә, иҫ ҡала,


Атай үлһә, төҫ ҡала.


Төҫөм булып, улым, һиңә,


Ер-һыу тигән көс ҡала.


Остаются от матери память и сердце,


От отца остается наследство.


Наследье мое – Земля-Вода –


Остаются тебе навсегда.


Узак-Тузак после смерти отца ищет ответ на вопрос, что такое «Земля-Вода». В поисках ответа он обращается к духам реки, зайца, леса, камня и т. д. Духи не отказывают ему в помощи, но призывают его к умеренности во всем. Дух (субъект) в эпосе не отделен от объекта.


Вопросы и ответы даны в эпосе в стихотворной форме, они также носят философский характер. В основе их лежит древний рационализм, говорит М. М. Сагитов[4]. Ответы символичны, знаковы. Их религиозный характер смягчается яркой образностью, поэтичностью. С другой стороны, в них скрыт большой философский смысл.


Для понимания философских основ эпоса особую важность представляют последние монологи Узак-Тузака. Отношение человека к природе – вот главный философский вопрос в эпосе. Узак-Тузак трактует эти отношения трансцендентально, что очень примечательно.


Ер-һыу – йөрәк тибешем,


Ер-һыу минең төп ишем.


Атайымдың төҫө ул,


Беләгемдең көсө ул,


Йөрәгемдең хисе ул,


Зиһенемдең көсө ул.


Земля-Вода – ты не сердца ли стук?


Земля-Вода – моей жизни круг


Ты – наследье отца моего,


Мощь и опора мира всего;


Ты – опора моей души –


Никому тебя не сокрушить.


Как известно, в философских системах Древнего Востока, Греции, Рима, средневековых обществ, отношения человека и природы трактовались трансцендентно, то есть человек всегда оставался частью Вселенной, космоса, природы. С эпохи нового времени отношения приобретают иммонентный характер. Теперь человек становится хозяином природы. Здесь мы видим иной, трансцендентальный подход к природе.


Ер-һыу тәне – кеше ул.


Кеше менән Ер-һыу – кеше ул.


Ер-һыуға кеше менән йәм керә,


Ер-һыуға кеше менән тәм керә,


Ер-һыу кешенең ише ул.


Ер-һыуҙың ише – кеше ул!


Земля-Вода – сама человек;


Человек и Земля – в единство вступают.


Душу в Землю-Воду человек вдыхает,


С человеком Земля-Вода вкус обретает.


Заботой облекает человека Земля-Вода,


Земля-Вода – двойник человека,


Подобье человека – Земля-Вода.


Это именно тот подход, то отношение к природе, которое лишь начинает осознаваться в наши дни. Человек и природа едины, неразрывно связаны друг с другом, об этом говорится в эпосе. А ведь лишь в XX в. появились учения Тейяра де Шардена, теория ноосферы В. И. Вернадского, теория коэволюции человека и природы. В современной философии известен так называемый антропный принцип. Известный философ Н. Н. Моисеев сформулировал его так: «мир такой потому, что существует человек»[5]. В эпосе практически антропный принцип также звучит более чем ясно. Говорится, что без природы не может быть человека, но и без человека природа не может существовать. Жить в гармонии с природой – вот чему учит эпос.


Также в нем четко сформулированы «экологический» и «нравственный» императивы. Ясно, что они существовали в древности у всех народов, но в данном эпосе они идеально точно сформулированы, предвосхитив современные теории. Природа не только сама зовет Узака к сотрудничеству, союзу, но и определяет грани, границы этого сотрудничества.


«Коэволюция природы и человека, биологических систем и систем культуры осмысляется с помощью исторически конкретных познавательных моделей, или когнитивных образцов. Инвариантные характеристики коэволюции природы и культуры – это узловые точки во взаимодействии человека с природой и определяются они не природой как таковой, взятой в ее изолированности от человека и человеческой культуры, а в контексте всего многообразия человеческой деятельности, уровнем и характером взаимоотношения культуры с природой. Ведь в диалоге человека с природой один из партнеров диалога – природа – говорит молча и в ее гуле еще нужно расшифровать потаенные, скрытые смыслы», – говорится в одной из книг[6].


Узак-Тузак, найдя, в конце концов, ответы на вопросы, становится человеком новой культуры, нового мировоззрения. Он принимает те условия, которые ставит ему здесь уральская природа, находит «ответ» на «вызов» природы. Данный «ответ» является уже «башкирским», а не «печенежским». Он принимает новые ценности, у него появляется новый стереотип поведения (выражение Л. Н. Гумилева), в результате старый народ – печенеги (башняки) – исчезает, тогда как появляется маленькая консорция в составе башкирского народа.


Уникальность эпоса в том, что в нем сформулирован трансцендентальный подход к природе. Складывающееся мировоззрение героя носит глубоко гуманистический характер. Философские идеи, сформулированные в эпосе, вполне предвосхищают современные философские системы Тейяра де Шардена, В. И. Вернадского, Н. Н. Моисеева.




[1] Сагитов М. М. О кубаире «Узак-Тузак – последний из рода балабашняков» // Башкирский фольклор. Вып. 2. Уфа, 1995. С. 11–17. На башк. яз.
[2] Надршина Ф. Узак и Тузак – потомки балабашняков. Исторические корни эпоса // Ватандаш. 1999. № 1. С. 74–78.
[3] Здесь и далее приводится по: Узак-Тузак – потомки балабашняков // Ватандаш. 1999. № 1. С. 79–86.
[4] Сагитов М. М. Указ. соч. С. 15. На башк. яз.
[5] Моисеев Н. Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия) // Вопросы философии. 1991. № 3. С. 11.
[6] Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. С. 245.

Комментариев нет:

Отправить комментарий