воскресенье, 2 марта 2014 г.

"Шежере деревень Чатырман и Мукач" как исторический источник

Исянгулов Ш.Н. "Шежере деревень Чатырман и Мукач" как исторический источник // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 88-107.




Данный исторический источник впервые был опубликован в книге «Башкирские шежере» в 1960 г.[1] В ней не указано, где и когда он был обнаружен и как попал в Научный архив Башкирского филиала АН СССР. В 2002 г. шежере было вновь опубликовано. При этом для этого издания был сделан новый перевод. Хотя здесь и даны основания, но место и время его обнаружения также остались невыясненными[2]. Между тем, С. Мирасов (1880–1932) в одной из своих статей писал, что в родословных встречаются имена биев: у юрматынцев – Бурнак-Хана, Буканбая, Алла-Гувата, Чатырмана. Здесь же он информировал, что ему удалось добыть 12 родословных племен: бурзян, кипчак и юрматы[3]. Отметим, что Буканбай – один из главных персонажей в шежере д. Чатырман и Мукач. Все это указывает на то, что вышеуказанный источник был приобретен одним из виднейших деятелей башкирского национального движения в 1917–1920 гг., известным историком и краеведом Сагитом Мирасовым в 1920-е гг. Затем он попал в архив Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры (ныне Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской Академии наук), организованного в начале 1932 г. В статье С. Мрясова упоминается деревня «ст. Четырман»[4] еще один раз. Местом приобретения шежере, наверное, являлось современное село Старый Четырман Федоровского района РБ.


Шежере как бы состоит из двух частей: первая – родословная деревни Четырман (или Чатырман), относящейся к юрматынскому роду, вторая – родословная деревни Мукач – поселения тамъянцев. Так как потомки Букенбая, сына Байдагула, показаны в источнике в тамъянской части, то соответственно, Р. Г. Кузеев и решил, что житель д. Четырман Букенбай будто бы переселился в д. Мукач – родную деревню своей матери – Арубики[5]. Однако данный аргумент вряд ли может послужить серьезным основанием для такого вывода.


Как известно, деревню Мукач основал в 40-е гг. XVIII в. Мукач Тлявкаев[6]. Его сыновья Уразбай Мукачев был сотником, другой – Качкын – муллой[7]. Однако, по шежере, Мукач, муллы Качкын и Урусбай – родные братья. Отцом Мукача и Арубики называется какой-то Акъяр бий. И предком Мукача – представителя тамъянского рода почему-то оказывается Юрматы бий. Тут автором шежере явно допущена грубая ошибка. Между тем генеалогия тамъянцев была хорошо известна. Известны предки Мукача Тлявкаева, он является прямым потомком, праправнуком знаменитого тамъянского бия Шагали Шакмана. Генеалогия Мукача приводится в книге профессора А. З. Асфандиярова[8]. Он проверил данное шежере, привлекая документы, особенно ту его часть, которая касается XVIII – первой половины XIX в. и пришел к выводу, что оно является необыкновенно точным.


Все это свидетельствует о том, что автор «шежере деревень Чатырман и Мукач» был не тамъянцем, а юрматынцем, точнее жителем д. Старый Четырман. Принимая во внимание то, что составитель родословной дважды назвал Джизбикю своей бабушкой, Р. М. Булгаков считает автором Худайбирди, сына Гадильши, родившегося в д. Кабаккуш[9]. Между тем данное мнение является более чем спорным.


Автором этих строк был введен в научный оборот другой список этого же шежере в 2001 г.[10] Подлинник нового списка шежере хранится у Султангулова Венера Мустафовича (1955 г. р.), проживающего ныне в г. Стерлитамаке. Он был обнаружен в доме его отца в д. Старый Четырман Федоровского района РБ. Новый список представляет собой два листа бумаги. Шежере написано на языке тюрки одним почерком, но двумя разными чернилами. Оно практически идентично опубликованному списку в вышеуказанных книгах. Здесь новый список шежере приводится в виде родословной росписи.


Первый лист.


В Четырмане жил старый предок (буквально отец) Яхкуб. Яхкуб, Аккужа, Биккужа, Кыдрас и Ука… (отсутствует краешек бумаги) все пятеро были родными. Однако отец их неизвестен (кто-то). Жена деда Яхкуба была по имени Арубика из деревни Мукач, родная сестра Мукача. После того как дед Яхкуб умер, бабушка Арубика вышла замуж за человека по имени Байда… (Байдагул). Этот Байдагул переселился в деревню Четырман из деревни Баик. Теперь расскажу о потомках вышеназванных лиц.


Первое колено


1/0. Яхкуб.


Второе колено


2/1. Каиб, сын Яхкуба.


3/2. Султангул, сын Каиба.


4/2. Атангул, сын Каиба.


5/2. Бибика, сын (ошибка – дочь) Каиба.


6/2. Алтынбика, сын (ошибка – дочь) Каиба.


Третье колено


7/5. Лукман, сын Ямаша.


8/5. Абубакир, сын Ямаша.


9/6. Кулдауд, сын Килдебая.


10/6. Бузкутлу, сын Килдебая.


11/6. Байкутлу, сын Килдебая.


Четвертое колено


12/7. Маргубакамал, дочь Лукмана, из Карайсы.


13/10. Мухаметсадик, сын Кутлудауда (ошибка – правильно Бузкутлу).


Пятое колено


14/12. Байгужа, сын Маргубжамал, из деревни Юлдуз.


15/13. Кинзяабыз, мулла, сын Мухаметсадика.


Шестое колено


16/14. Габдулла, сын Байгужи.


 


Второй лист.


Писал о родных братьях старого деда (отца), их… покажу, то есть Яхкуб, Аккужа, Биккужа… (Кыдрас, Ука) все пятеро были родными.


В Таймасе был Харунийа по имени Хабил, его мать (Ука).


Первое колено


1/0. Аккужа.


2/0. Ука… Таймас.


3/0. Кыдрас, от него один сын.


4/0. Биккужа, от него одна дочь.


Второе колено


5/1. Аит, сын Аккужи.


6/1. Арслан, сын Аккужи.


7/3. Сатучи, сын Кыдраса.


8/4. Кылыкбика, дочь Биккужи.


Третье колено


9/7. Ишкина, сын Сатучи.


10/7. Алембика, дочь Сатучи.


11/7. Ишбирды, сын Сатучи.


12/7. Кутлымбика, дочь Сатучи.


13/7. Ишембет, сын Сатучи.


14/7. Аллаберды, сын Сатучи.


15/7. Ишкильды, сын Сатучи.


16/7. Бабушка Кылык, мать муллы Мамбеткула из Старого Четырмана.


Четвертое колено


17/12. Баллыбика, дочь Кутлубики, вышла (замуж) в Нижний Мутал.


18/16. Гузаир, мулла, сын Мамбеткула.


19/16. Гирфан, мулла, сын Мамбеткула.


Пятое колено


20/17. От нее родился Акмамбет, Харунийа.


Шестое колено


21/20. Ахметжан, сын Акимбета (Акмамбета).


Седьмое колено


22/21. Махиян, сын Ахметжана.


23/21. Мухаметжан, сын Ахметжана.


24/21. Сахибжамал, дочь Ахмедхалика (Ахметжана).


 


На этом второй список шежере прерывается. Возможно, были и другие части, но они утеряны. Да и данный список был недоработанным, так как в нем имеются пустые кружочки, куда по каким-то причинам имена не были вписаны. Здесь деревня Мукач лишь упомянута, и так называемая тамъянская часть отсутствует. Это, а также место обнаружения второго списка свидетельствуют о том, что составителем шежере был юрматынцем и жителем д. Старый Четырман. По нашему мнению, одним из возможных составителей шежере был Султангулов Гималетдин Ахметдинович (1883–01.06.1952). Он, несомненно, отлично свою генеалогию. Третий сын Ахметдина Султангулова Гималетдин с детства тянулся к знаниям. На него оказали влияние восточные сказки, в молодости он увлекался поэзией. После службы в армии он продолжил образование в Стерлибашевском медресе. Здесь он занимался переписыванием рукописных книг. В 1975 г. его рукописная книга была приобретена в ходе 4-й археографической экспедиции. Объем книги составляет 250 страниц, отмечено, что написана она 1 апреля 1909 г. в Стерлибашевском медресе. Приводится и шежере автора: «Гимадетдин бен Ахмадетдин бен Ахматгалим бен Ишбулды бен Султангул бен Кайып бен Яхкуп Аль-Чытырманлы Аль-Башкири»[11]. Если иметь в виду, что второй список шежере был найден в доме родного племянника Г. А. Султангулова, то авторство последнего является вполне вероятной.


В дальнейшем, в 1920–1930-е гг. Гималетдин Султангулов был муллой в соседней деревне Нижний Аллагуват Стерлибашевского района. В 1931 г. был осужден по статье 58 п. 2 УК РСФСР к лишению свободы на 5 лет. В 1938 г. ему по ст. 58-10 дали 10 лет[12]. Строил Беломорканал, освободился в 1948 г. и вернулся в родную деревню. Здесь и умер на 70 году жизни.


В шежере имеющаяся запись была прочитана Р. Г. Кузеевым следующим образом: «в 1806 году июня 5-го дня продал муэдзину двадцать восемь сажен целинной своей земли по Кагарману на четыре посева»[13]. На основе этой записи он сделал вывод, что основной текст шежере «написан раньше этой надписи или почти одновременно с ней», то есть приблизительно в 1806 г.[14] Данный вывод в свое время был нами опровергнут[15]. Р. М. Булгаков в 2002 г. прочитал вышеуказанный текст в шежере несколько иначе: «В 1886 году июня 5-го дня я продал муэдзину через Кагармана двадцать восемь саженей своей целинной земли на четыре посева». В примечаниях он оговаривает, что в документе цифра 8 позже была обведена овалом черными чернилами, напоминающим арабскую цифру 0[16]. Значит, новое прочтение первого списка доказывает наш вывод о том, что шежере было составлено лишь в конце XIX – начале XX в., а не в начале XIX, как предполагал Р. Г. Кузеев.


Таким образом, мы выяснили, что первый список шежере (хранящийся ныне в НА УНЦ РАН) был приобретен в д. Старый Четырман (или в д. Н. Аллагуват, где в то время проживал предполагаемый автор Г. А. Султангулов) в 1920-е гг. Сагитом Мирасовым. Составителем, возможно, являлся вышеуказанный мулла Г. А. Султангулов. Шежере было составлено в конце XIX – начале XX в.


Однако деревня Мукач упоминается в обоих списках шежере. Почему же составители обращали столь пристальное внимание на эту деревню и ее основателей? Не следует забывать, что Мукач – потомок славного тамъянского бия, человек, принадлежавший к высшим слоям башкирского общества[17]. Зятья Мукача – Якуп и Байдагул – надо думать, тоже были знатными людьми юрматынского рода. Их потомки уже в новых условиях, когда башкирский народ значительно обеднел, пытаются обосновать свои претензии на знатность рода. Для этого они стремятся увековечить свою генеалогию, ее связь с другими знаменитыми фамилиями.


Хотя это шежере одной (или, как считал Р. Г. Кузеев, двух) деревни, но главное внимание уделяется родственникам по женской линии. По боковым линиям родственники указаны до 3–5 колен. Надо думать, что родственные отношения по женской линии поддерживались постоянно. Для башкир был характерен обычай экзогамии, то есть девушек отдавали замуж в другую деревню. Упомянутые в шежере деревни (Кабаккуш, Сайран, Биккужа, Баик) в основном принадлежат юрматынцам. Родовая экзогамия, таким образом, уже нарушена. Через боковых родственников по женской линии поддерживались отношения с другими юрматынскими деревнями, что помогало ощущать определенное единство рода. Таким образом, слабые пережитки матриархата своеобразным образом связывали разложившийся патриархальный род.


Сопоставление обоих списков шежере с данными ревизских сказок и других источников дает возможность уточнить родословные. В книге Р. Г. Кузеева сказано, что дочь Кайупа Бибика вышла замуж в д. Мусаабызово за человека по имени Ямаш. У них было двое сыновей: Абубакир и Лукман. Между тем татарским ученым М. И. Ахметзяновым было опубликовано еще одно шежере юрматынцев. В нем также имеются лица, упомянутые в шежере д. Четырман. По этому шежере сыном юрматынца Чуклы Юлдаша является Жамаш. У Жамаша было пятеро сыновей: Габделлатиф, Габдулла, Габделхалик, Габделнажар и Габделкарим. У Габдуллы, в свою очередь, двое сыновей: Абубакир и Лукман. Итак, в данном случае Лукман и Абубакир оказываются не сыновьями Ямаша, а внуками. У Габделлатифа сын Сайфетдин (у него – Мухамметкарим и Мухамметрахим), у Габделкарима – Хасан (у него – Гайса, Муса, Мухаммади и еще один сын), у Габделнажара – Губайдулла и Мухамметкулый[18]. Все эти лица оказывались по шежере прямыми потомками легендарного предка Юрматы бия.


Как показывают документы VII ревизии, в 1816 г. в д. Мусино Стерлитамакского уезда проживали Абдуллатиф (1760–1819), старшинный помощник Абдулла (1767–1831), Абдулкарим (1773–1831), Абдулхалик (1782–умер после 1850 г.) Юмашевы. В доме последнего зарегистрированы также его пасынок Абдулла Абдулнасыров (1804) и мать Абдулхалика Микая Муслюмова (1739). По возрасту Микая вполне могла быть матерью и всех остальных братьев Абдулхалика. Умерший к тому времени из братьев Абдулнасыр был четвертым по счету сыном Юмаша. После его смерти Абдулхалик женился на своей снохе по обычаю левирата. У Абдуллатифа Юмашева было трое сыновей: Сайфутдин (1783–1836), Фахритдин (1795–1815), Ямалитдин (1799–1817). Сыновья Сайфутдина – Мухаметгали (1811–1824), Мухаметрахим (1815), Мухаметкарим (1826). Абдулла Юмашев был женат на Кутлубике Темировой (1777–умерла после 1850). У них было 4 детей: Фатима (1797), Абубакир (1800), Гайша (1815), Лукман (1819). К 1850 г. у последнего были дети: Усман (1841), Минзифа (1846), Газиза (1848), у Абубакира – Бибимахубзада (1836), Газима (1839), Абдулфаттах (1848). Таким образом, ни матерью, ни женой Абдуллы Юмашева не является Бибика Каипова. Возможно, Бибика из шежере д. Четырман является либо бабушкой Абдуллы, либо матерью (умершей к 1816 г., если предположить, что Микая Муслюмова является его мачехой). В то же время шежере, опубликованное в книге М. И. Ахметзянова, является более точным, хотя и в нем имеются ошибки. Например, Мухаметкул (1816) на самом деле являлся сыном Абдулхалика, а Губайдулла (1804) – Абдулнасыра. Губайдулла после смерти своего отца был усыновлен своим дядей, а его мать Кузбика Кайгулова, как уже было сказано, вышла замуж за Абдулхалика. По отцу Губайдулла и Мухаметкул приходились друг другу двоюродными, но по матери – сводными (родными) братьями[19].


Родная сестра Бибики Алтынбика вышла замуж за человека по имени Кильдебай в д. Мустафа[20]. У нее было три сына и одна дочь: Байкутлу, Кулдавлет (у него – дочь Мюбайине), Бузкутлу (сын Мухаметсадик). У Мухаметсадика сын Кинзяабыз[21]. По документам VII ревизии 1816 г., в д. Мустафино Стерлитамакского уезда в доме № 2 зарегистрирована семья Кильдибая Мустафина (1761–1831). Он являлся сыном основателя деревни. Алтынбике также 55 лет, умерла она между 1816 и 1834 гг. К сожалению, имя ее отца не указано. У них было 4 сыновей и одна дочь: Бузкутлы (1780), указной мулла Байгутлы (1783), Кулдавлет (1790), Кулмухамет (1801–1821) и Ишъямал (1802). Младший из братьев Кулмухамет не включен в шежере потому, что рано умер и не оставил потомства. У Кулдавлета в 1828 г. родилась дочь Мубина, она и есть Мубэйэнэ (или Мюбайине) из шежере. Она к 1850 г. вышла замуж в д. Кабаккуш (См. о ней ниже). Старший сын Бузкутлы Мухаметсадик родился в 1810 г. Уже после 1850 г. у него появился на свет сын Кинзяабыз[22].


В архиве сохранились документы об утверждении Байкутлы Кильдибаева имамом к Мустафинской соборной мечети от 22 декабря 1809 г.[23] По другим данным, указ он получил 29 декабря 1809 г.[24] Проработав более 45 лет имамом, Байкутлы умер в 1855 г.[25] Один из сыновей Кулдавлета Аллаберды (1831) к 1862 г. являлся деревенским начальником[26].


Во втором списке шежере сказано, что Кинзяабыз был муллой. Это соответствует действительности. Сын Мухаметсадика Бузкутлина Кинзяабыз родился в 1852 г. Указом Уфимского губернского правления № 856 от 28 февраля 1889 г. он был назначен имам-хатыпом Мустафинской соборной мечети. Умер в 1906 г.[27]


В книге Р. Г. Кузеева сказано, что одного из сыновей Каиба звали Атнагул. Однако в 2002 г. Р. М. Булгаков прочитал это имя уже как «Атангул». Также данное имя читается и во втором списке шежере. У Атангула был сын Хусниддин, у него – сыновья Зайниддин и Хуббиддин, а также одна дочь, вышедшая замуж в д. Бурьян Юлдаш[28].


По ревизским сказкам, в д. Четырман Стерлитамакского уезда жили дети Атангула: помощник юртового старшины Биимбет (1791–1839), Насиха (1801), Фариза (1803), Хуснутдин (1807) Атангуловы, его вдова Фатима Абдешева (1761), внуки Илимбет (1795–1830) и Кутлумбет (1802–1820) Баккинины. Сохранился формулярный список о службе зауряд-сотника Биимбета Атангулова Девлетева за 1837 г. Тогда ему было 55 лет, служить он начал в начале 1800 г. Получается, Биимбет родился в 1783 г. (по ревизиям – 1791 г.). 24 декабря 1809 г. он стал зауряд-сотником. В 1819, 1832 и 1836 гг. находился на летней службе в Таналыкской крепости и Оренбурге. Являлся, как и в 1834 г., двоеженцем. Будучи неграмотным, он не был аттестован. Имел в д. Четырман деревянный дом[29]. Биимбет был женат трижды: от первой жены Ульмасбики родился сын Буранбай (1818–1837), от третьей – дочь Умырбика (1831) и сын Тажетдин (1833). Его вторую жену звали Гульзифа (1799). Двоюродный племянник Биимбета Низамутдин Биккулович Султангулов (1813) к 1850 г. был двоеженцем, причем вторую жену звали Гульзифой Заитовой (1799). Она была старше его на 14 лет. Надо думать, что это был левиратный брак. Низамутдин, наверное, женился на вдове своего дяди после его смерти в 1839 г., так как их дочь Алембика родилась в том же году. Линия Биимбета Атангулова пресеклась еще в XIX в., наверное, поэтому он и не включен в родословную.


Хуснутдин Атангулов был женат на Фатиме Мухаметкуловой (1810) и имел от нее следующих детей: Шарафутдина (1825), Бибихакиму (1831), Зайнетдина (1835), Хуббутдина (1837). Младшие из сыновей Хуснутдина упоминаются еще в 1892 г.[30] Сыновья Зайнетдина родились лишь в 1890-е гг.: Гайнетдин (1889–1921), Мифтахетдин (1891–1959), Хайретдин (1894–1970). Шарафутдин и Хуббутдин мужского потомства не оставили. Сын Илимбета Баккинина – Ильяс (1823) является родоначальником старшей линии Атангуловых.


Таким образом, линия Атангула в шежере показана правильно и в основном соответствует архивным источникам.


Другого сына Каиба звали Султангул. В первом списке шежере указаны два его сына: Биккул и Ишбулды, и внук Низамутдин. К 1816 г. в д. Четырман была еще жива вдова Султангула – Хазина Илимбетова (1756). У них действительно было двое сыновей: Биккул (1776/83–1836) и Ишбулды (1793). Из трех сыновей Биккула выжил младший – Низамутдин (1813). К 1850 г. он имел трех дочерей и сына Жалляметдина (1839). В 1920 г. в деревне Старый Четырман проживал Биккулов Магади Низамутдинович 85 лет (1835). Его возраст явно завышен. Родному брату Магади Минигуже в 1920 г. было 50 лет. Он носил фамилию Султангулов[31]. Магади был жив еще в 1926 г.[32] С его смертью данная линия Султангуловых пресеклась.


Ишбулды Султангулов от двух жен имел следующих сыновей: Кагармана (1818–1841), Лукмана (1823), Мухамедьяна (1824), Ахметгалима (1836), Мухаметкарима. Внук Ахметгалима Гималетдин Ахметдинович (1883–1952), как уже было сказано, был муллой и является предполагаемым автором родословной. Султангуловы являлись и являются хранителями второго списка шежере.


Указанные в родословной остальные сыновья Каиба – Кармыш и Татягач в ревизских сказках по д. Четырман не значатся. Наверное, они не оставили мужского потомства.


По шежере родным дядей Каиба был Аккужа. Указаны трое его сыновей: Аит, Арслан, Ахмер. К 1816 г. был жив средний из них – Араслан (1769–1829). Со смертью его сына Курбангали (1817) данная линия пресеклась. В семье дяди проживали племянники: Кутлубулат (1796) и Алкутлу (умер в 1816 г.) Ахмеровы. Кутлубулат Ахмеров – родоначальник нынешней фамилии Ахмеровых. Женился он рано на Байрамбике Бикзяновой (1794), в 1809 г. у них родился сын Мурзагильды. Один из внуков Мурзагильды – Хафиз Давлетович Ахмеров (1876) в 1920–1930-е гг. в д. Старый Четырман исполнял обязанности муэдзина.


В 1816 г. в соседнем доме жил Кутлугильды Аитов (1797–1820). Он, возможно, являлся сыном Аита Аккузина. Эта линия также пресеклась еще в XIX в.


В книге «Башкирские шежере» сказано, что у Биккужи была одна дочь «бабушка Кылик», которая в свою очередь являлась «матерью муллы Маметбая»[33]. В издании 2002 г. имя муллы указано как «Мамбетай»[34]. Однако во втором списке шежере сказано, что у Биккужи была дочь Кылыкбика, а ее сыном являлся мулла Мамбеткул. Причем указаны и двое сыновей Мамбеткула: тоже муллы Гузаир и Гирфан. К 1816 г. в деревне Четырман в доме № 32 проживал мухтасип Мамбеткул Исянгулов (1786). В 1811 г. у него родился старший сын Гузаир, в 1821 г. – четвертый по счету сын Гирфан. В 1816 г. самой Кылыкбики уже не было в живых, но жив ее муж Исянгул Гайсин (1756–1825). Их старший сын родился в 1783 г. Получается, что Кылыкбика Биккузина вышла замуж за своего односельчанина в середине 1770-х гг. Таким образом, уже в 1770-е гг. обычай экзогамии нарушался в пределах одной деревни.


Мамбеткул Исянгулов указом Оренбургского губернского правления от 1 апреля 1813 г. был назначен мухтасипом и мударрисом Четырмановской соборной мечети[35]. Он и открыл в д. Четырман знаменитое медресе. Вскоре была построена вторая, пятивременная мечеть. Прослужив муллой около 40 лет, Мамбеткул умер примерно в 1852 г.


Его старший сын Гузаир Мамбеткулов указом № 25608 от 6 октября 1830 г. был назначен муэдзином Четырмановской пятивременной мечети. В 1848 г. он переселился в соседнюю деревню Бала-Четырман и перенес туда же пятивременную мечеть. После смерти отца с 3 января 1853 г. официально стал исполнять должность имама и учителя при мечети (до 1879 г.)[36]. Муэдзин Гузаир был удален от своей должности указом № 368 в 1890 г., наверное, по старости. Вскоре в возрасте 80 лет он умер. Гузаир 60 лет был муэдзином, 26 лет – исполнял обязанности имама. Один из его сыновей Фахретдин (1844–1911) в 1879–1911 гг. являлся имам-хатыбом Бала-Четырмановской соборной мечети[37].


Четвертый сын Мамбеткула Исянгулова Гирфан (1821) указом № 7272 от 21 мая 1852 г. был назначен имам-мугином (помощником имама) и мугаллимом Четырмановской соборной мечети. Он прожил яркую жизнь. Многие годы противостояние между муллами М. Давлетбердиным и Г. Исянгуловым определяло общественную жизнь деревни. Указом № 669 от 13 февраля 1886 г. Гирфан был удален от своей должности. Имамом он служил 34 года.


Муэдзином Бала-Четырмановской соборной мечети в 1892–1909 гг. был и пятый сын Мамбеткула – Ямалетдин (1838–1909). Однако в шежере (во втором списке) он не указан. Наверное, второй список шежере был составлен до 1892 г., то есть до получения Ямалетдином указа. Вообще дата, указанная в первом списке – 1886 г. – является довольно точным.


Добавим, что Гузаир и Ямалетдин – родоначальники фамилии Мамбеткуловых. Потомки средних сыновей Мамбеткула – Вильдана (1815), Гильмана (1820), Гирфана (1821) – носят фамилию Исянгуловых.


В первом списке шежере сказано, что у Байдагула и Арубики был сын Букэнбай. У Букэнбая указаны дети: Касылбикэ, Джизбикэ, Тлябикэ и Мухамед. У Мухаммеда был сын Ярмухамед, у него же – Кулмухамед и Гайнитдин[38]. В первой половине XIX в. в д. Четырман в доме № 11 проживали родные братья есуал Баттал (1782–1830), Абдрашит (1792–1830) и Сайфулла (1804–1849) Букамбаевы. С ними жила их мать Халима Киекбаева (1756 г. р.). Значит, Букамбай родился примерно в 1750-е гг. Баттал имел сына Ярмухамеда (1815–1831), Абдрашит – сына Абдулхалика (1818). У последнего в 1844 г. родился сын Абдулвали. В 1917 г. Абдулвали был еще жив[39]. У Сайфуллы было двое сыновей: Сулейман (1833) и Ягуда (1838). Как мы видим, здесь нет людей, упоминаемых в шежере. Однако в соседнем доме проживали Айчувак (1780–1830), Мухамедрахим (1785) и Ишимбай (1790–1846) Байдагуловы. Мухамедрахим Байдагулов и есть Мухамед, сын Букэнбая из шежере. Мухамедрахим от первой жены имел одну дочь и трех сыновей: Ярмухамета (1816), Баймухамета (1820) и Расуля (1822). К 1850 г. Ярмухамет Мухамедрахимов был женат на Кутлубике Исянгильдиной (1814) и у них было пятеро детей: Галяутдин (1834), Гайнитдин (1838), Кулмухамет (1842), Гульнара (1845) и Рахмат (1849)[40]. Таким образом, по ревизским сказкам Мухамедрахим оказывается сыном Байдагула и, возможно, сводным братом Букенбая. Наверное, автор – составитель шежере допустил ошибку и назвал Букенбая, являвшегося, по крайней мере, лет на 25 старше своих сводных братьев, их отцом. Отметим, что сыновья Кулмухамета Галяутдин (1880–09.09.1939) и Габбас (1887–1943) носили фамилию Буканбаев. Здесь мы имеем дело с так называемым филиационным принципом происхождения родов, когда носители определенной фамилии необязательно являются прямыми потомками человека, именем которого названа фамилия. В данном случае, Буканбаевы Галяутдин и Габбас не были прямыми потомками соответственно Букенбая, но являлись правнуками его брата. Потомки Букэнбая проживали и ныне проживают в д. Старый Четырман. Поэтому мнение Р. Г. Кузеева о том, что Букэнбай будто бы переселился в родную деревню своей матери – Мукач, является неверным.


В шежере сказано, что дочь Букэнбая Тлябикэ вышла замуж в д. Байгузино. От первого мужа Аллагужи у нее было трое дочерей и двое сыновей: Мухамедгали и Давлетбирдэ (у него сын Мухамедхасан[41] и дочери Исянбикэ, Алмабикэ и Кинзябикэ), от второго мужа Давлеткилдэ – сыновья Кадырбирдэ (сын Мухамедзариф) и Тавылбай (сыновья Мурзагул и Муллагул)[42].


В 1816 г. в д. Байгузино Стерлитамакского уезда в доме № 34 зарегистрирована семья Девлетберды Девлеткильдина 22 лет. Там же проживали его братья Тавлыбай 25 лет и Кадыр 19 лет. По данным других ревизий, Девлетберды родился не в 1794, а в 1787 г., и умер в 1857 г. в возрасте 70 лет. Таким образом, Девлетберды не был сыном Аллагужи, а являлся сыном Девлеткильды. Мухамедгали же – это старший сын Девлетберды, родился он в 1823 г. Второй его сын Мухамедхасан 1828 года рождения. У Девлетберды кроме двух сыновей было 4 дочерей: Исянбика (1815), Магрифа (1818), Алмабика (1829), Кинзябика (1833). В 1859 г. Алмабика значится еще в доме отца.


Тавлыбай Девлетбердин (1791–1849) имел нескольких сыновей: Муллагула (1826), Чюрюбая (1829), Мурзагула (1837) и Мурзабая (1841). У Кадыра (1797–1835) было двое сыновей: Мухамедшариф (1824) и Мухамедзариф (1832). Потомки Аллагужи в д. Байгузино в 1816–1859 гг. не значатся[43]. В 1816 г. не упоминается и мать Девлетберды – Тлябика. Зная годы рождения ее детей, можно предположить, что родилась она примерно в 1760-х гг. Она вряд ли могла быть дочерью Буканбая. Скорее всего, Тлябика была дочерью Байдагула.


Вторая дочь Букэнбая Джизбикэ вышла замуж в д. Кабаккуш за Ахмера Султангулова. После его смерти ее взял в жены младший брат мужа Мурадым Султангулов (левиратный брак). Указаны также ее трое сыновей от Ахмера: Давлетшах, Давлетбердэ, Мавлюмбердэ, и один сын от Мурадыма – Гадильшах. Приводятся и некоторые ее внуки[44].


В документах за 1756 г. упоминается Султангул Кутлуметев, как башкир – вотчинник Мурзаларского аймака Юрматынской волости Ногайской дороги. Он выступает как «продавец» вотчинных земель[45]. По сведениям VII ревизии 1816 г., в д. Кабакуш в доме № 21 проживали родные братья: указной азанчи Аллаберды (1788–1822), Мавлюмберды (1792), Давлетберды (1796), Давлетша (1803) Ахмеровы. Тут же жила их мать Избика 48 лет (1768). Имя отца Избики не указано. Лишь в 1850 г. сказано, что в доме тех же сыновей продолжала жить 89-летняя Избика Маукаева (1761). Значит, Избика была дочерью какого-то Маукая, а не Букенбая, как сказано в шежере. Первый ее муж Ахмер Султангулов умер примерно в 1804 г., так как у Мурадыма сын Гадильша родился в 1805 г. Но в 1816 г. Избика не зарегистрирована в доме своего второго мужа юртового есаула Мурадыма Султангулова (1779–1840). По каким-то причинам она была записана в доме своих старших сыновей от первого мужа. В 1834 г. в ревизских документах ее имени вообще нет.


Сохранился формулярный список о службе Мурадыма Султангулова Кутлумбетева. В 1837 г. ему 58 лет, начал службу с начала 1797 г. Чин зауряд-есаула получил 18 декабря 1809 г. На Оренбургской линии побывал три раза[46]. К 1850 г. его сын Гайса Мурадымов Кутлумбетов (1810) являлся юртовым старшиной юрты № 21 8-го башкирского кантона.


Старший сын Избики Аллаберды Ахмеров (1788–1822) был указным азанчеем, но рано умер и никакого потомства не оставил. Наверное, поэтому мы его и не видим в шежере. В 1816 г. Аллаберды был двоеженцем. Его жен звали Райхана (1791) и Кылыкбика (1792). К 1834 г. двоеженцами являлись двое его младших братьев: Давлетберды и Давлетша. Причем второй женой Давлетберды является Райхана (1789), а первой женой Давлетши – Кылыкбика (1789). Они здравствовали и в 1850 г. Наверное, после смерти старшего брата младшие переженились на его вдовах.


Вторым сыном Мавлюмберды Ахмерова был Мухамедьян (1826). В 1850 г. он был женат на Мубине Кулдавлетовой (1825), и у них отмечены дети: Фахриямал (1848) и Султанхан (1850)[47]. В шежере же сказано, что дочь Кулдавлета Мубэйэнэ вышла замуж в д. Кабаккуш за Мухамедьяна, сына Мавлюмберды. Перечислено ее четверо детей. Получается, дочь Кулдавлета была замужем за своим близким родственником. Но является ли ей родственником Мухамедьян? По шежере, он своей жене приходился бы пятиюродным внуком. Но в верхней части шежере множество ошибок. Так, Байдагул является будто бы внучатым племянником Яхкуба. Но вряд ли внучатый племянник мог жениться на своей бабке. Это возможно было лишь в том случае, если Буркан бий – племянник Яхкуба – был старшего своего дяди по возрасту. Во втором же списке родословной не сказано, приходится ли Байдагул каким-либо родственником Яхкубу. Возможно, он не был родственником Яхкуба. В таком случае, Мубэйэнэ соответственно не являлась родственницей своего мужа Мухамедьяна.


В издании 2002 г. имеются новые имена, не включенные в книгу «Башкирские шежере» в 1960 г.: некто Давлет, его сын Кючкильди (его сыновья Джумагуджа и Бикбулат), а также Кунаккуджа (его сыновья Кутлубулат, Ташбулат и Акбулат), родные братья Ибрагим и Хусамиддин, отец которых неизвестен[48]. Между тем эти люди проживали в д. Четырман Стерлитамакского уезда. Юмагужа Кускильдин (1752–1835) прямого потомства не оставил. Есаул Бикбулат Кускильдин (1780/4–1850) – родоначальник нынешней фамилии Бикбулатовых (Булатовых). Получается, Кускилде родился в 1730-х гг., а его отец Давлет – в конце XVII – начале XVIII в. В ревизиях отмечены также Кунаккужа (1762–1830) и Ибрагим (1771–1830) Якшыгуловы. У Кунаккужи были сыновья: Акбулат (1782–1830), Ташбулат (1790–1830), Кутлубулат (1795–1845), Тимербулат (1821). Хисамитдин (1806) же является сыном Ибрагима, а не братом. Наверное, составитель шежере знал, что упоминаемые лица являются какими-то родственниками Якупа, Аккужи, Биккужи и других. Но точно указать родственную связь уже не мог. В формулярных списках Биимбета Атангулова он назван Давлетовым. Нередко в документах, как Девлетев фигурирует муэдзин Четырмановской соборной мечети в 1829–1895 гг. Гибатулла Алтынбаевич Ракаев (1809–1895). Можно предположить, что Ахмеровы, Султангуловы, Атангуловы, Ракаевы, Булатовы, Кутлубулатовы в д. Четырман являлись потомками некоего Давлета.


Делая выводы, можно отметить, что верхняя часть шежере содержит много легендарных сведений. Фиксация родственных связей становится более точной примерно с начала XIX в. Иногда племянники определенного лица выдаются за его сыновей. Причину такого искажения и смещения родственных связей следует искать в особенностях башкирской системы родства, когда младшие дяди и старшие племянники обозначались одинаковыми словами. Шежере свидетельствует о своеобразных матриархальных пережитках у юрматынцев. Сведения родословной, если их рассматривать вкупе с ревизскими сказками дают богатый материал по бытованию такого обычая у башкир, как левират. Все это свидетельствует о традиционности общества у башкир в XVIII – первой половине XIX в. Ценность рассматриваемого источника именно в том, что в нем получили отражение эти пока еще малоизученные элементы семейного и общественного быта башкир. Именно данная особенность отличает шежере д. Четырман и Мукач от других родословных.




[1] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 36–49.
[2] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 43–50.
[3] Мрясов С. Историческое прошлое башкир // Краеведческий сборник. 1928–1930. № 3–4. С. 77, 78.
[4] Должно быть «Ст. Четырман», то есть Старый Четырман.
[5] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 184.
[6] Деревня Большой Мукач находилась северо-восточнее города Мелеуза вблизи Мелеузовского химического завода. В 1980-е гг. этой деревни не стало. Выселок – деревня Малый Мукач ныне существует на левом берегу Белой в Мелеузовском районе.
[7] Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 1. Изд. 2-е. Справочная книга. Уфа, 1997. С. 173-174.
[8] Асфандияров А. З. Есть история у дедов… Уфа, 1996. С. 70–73. На башк. яз.
[9] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 43.
[10] См.: Исянгулов Ш. Н. Старый Четырман: историко-краеведческое издание. Уфа, 2001. С. 19–23.
[11] НА УНЦ РАН. Ф. 57. Оп. 1. Д. 29. Л. 124.
[12] Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан. Т. 4. Уфа, 2003. С. 601.
[13] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 45.
[14] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 183.
[15] Исянгулов Ш. Н. Указ. соч. С. 24–25.
[16] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 50.
[17] Материалы по истории Башкирской АССР. Т. 4. Ч. 1. М.–Л., 1956. С. 83, 300; Т. 4. Ч. 2. М.–Л., 1956. С. 45.
[18] Ахметзянов М. И. Татарские родословные. Казань, 1995. С. 35–39. На тат. яз.
[19] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 309. Л. 348 об–352; Д. 527. Л. 210 об–216; Д. 659. Л. 413 об–414, 420 об–422.
[20] Ныне деревня Мустафа входит в Стерлибашевский район РБ.
[21] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 37, 44; Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 45–47.
[22] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 309. Л. 502 об–503;
[23] Там же. Ф. И-295. Оп. 4. Д. 280. Л. 2.
[24] Там же. Оп. 10. Д. 66. Л. 107.
[25] Там же. Оп. 4. Д. 4096. Л. 1.
[26] Там же. Л. 15.
[27] Там же. Оп. 2. Д. 5. Л. 131–132.
[28] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 46.
[29] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 14609. Л. 17, 105–106.
[30] ЦГИА РБ. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 2253. Л. 8–10 об.
[31] Там же. Ф. Р-472. Оп. 1. Д. 816. Без пагинации.
[32] Там же. Д. 560. Без пагинации.
[33] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 36, 43.
[34] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 45.
[35] ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 4. Д. 132. Л. 16.
[36] Там же. Оп. 10. Д. 66. Л. 105.
[37] Бала-Четырмановская пятивременная мечеть указом № 1441 от 23 марта 1878 г. была переименована в соборную.
[38] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 41, 48.
[39] ЦГИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 505. Без пагинации.
[40] Данные ревизских сказок по д. Четырман даны по: ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 310. Л. 760–770; Д. 527. Л. 416–435; Д. 660. Л. 303–328.
[41] В книге «Башкирские родословные» Мухамедхасан назван сыном Аллагуджи. См.: Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 49.
[42] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 42, 49.
[43] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 310. Л. 558 об–559; Д. 539. Л. 149 об–150; Д. 659. Л. 281 об–283; Д. 766. Л. 714 об–715.
[44] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 41, 48; Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 49–50.
[45] ЦГИА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 137. Л. 40–41.
[46] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 14609. Л. 16.
[47] Там же. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 314. Л. 11об–12; Д. 527. Л. 390об–392; Д. 660. Л. 296об–298.
[48] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 47.

Комментариев нет:

Отправить комментарий