воскресенье, 2 марта 2014 г.

ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

Исянгулов Ш.Н. Этногенез башкир и трансцендентальное отношение к природе // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 10-12.




В эпосе «Урал-батыр» нашел отражение трансцендентальный подход к природе.


В самом начале эпоса мы видим еще трансцендентный подход к природе. Человек трактуется как часть природы. Он еще не знает домашних животных. Янберды и сам не выделяет себя среди животных, он – подобен им, или уподобляет себя им, поэтому и созывает на собрание животных и птиц.


Однако на смену трансцендентному отношению приходит другое мировоззрение. Человек начинает выделять себя из мира природы. Урал начинает осознавать себя хозяином природы. Это он будто бы доказал быку царя Катила. Но выделение человека из мира природы связано не только с именем Урала, но и Шульгена. Появление иммонентного отношения к природе, таким образом, совпадает с появлением нравственности (добра и зла), культуры.


К концу жизни Урал не стал пить живую воду, а окропил ею всю землю. Именно в данном поступке мы видим проявление третьего подхода к природе – трансцендентального. В самом деле, не может человек жить без природы, как и наоборот. Подобное отношение к природе стало доминирующим к концу эпоса, оно звучит и в завещании Урала. Данное отношение призывает к умеренности, бережливому отношению к природе и людям. Человек и природа – равноценны.


Таким образом, вопрос об отношениях человека и природы – один из основных в эпосе. Решение этого вопроса в таком духе привело к тому, что трансцендентальное отношение к природе стал ментальной особенностью башкирского народа.


А теперь посмотрим на этногенез башкир. Как мы знаем, через Южный Урал проходили многочисленные орды кочевников – гуннов, сарматов, древних тюрков, кыпчаков и других. Часть из них, по мнению ученых, оседала на Урале. Но почему-то в результате процесса этногенеза они меняли свой менталитет, свой стереотип поведения.


Во-первых, следует сказать, о небольших различиях в хозяйственной, политической, культурной жизни у этих народов и у башкир.


Во-вторых, все эти народы к моменту их вхождения в состав башкирского народа, являлись «реликтами», то есть народами, прошедшими основные фазы этногенеза (по Л. Н. Гумилеву). И главное: у древних башкир перед переселенцами было одно очень важное преимущество. Именно они были наиболее адаптированы к природным условиям Южного Урала. При приспособлении к ландшафту обычно происходит выработка определенных стереотипов поведения, определенного менталитета. У башкир он был приспособлен к местным природным условиям давно.


На Урале находили себе родину различные этносы (точнее, остатки этносов). Но, попадая в определенные природные условия, они должны были принять те стереотипы поведения, тот менталитет, которые вырабатывались здесь веками башкирами. И остатки данных этносов, становились, в конце концов, башкирами (носителями этнонима «башкорт»), меняя свой менталитет, свой стереотип поведения.


Ныне мы знаем, что башкирское племя «ун» ведет свое начало от хуннов, «еней», «негмен», «юрматы» – от мадьяр, «катай» – от киданей (каракитаев), «канглы» – от кангюев, «айле», «кудей» – от печенегов, «кыпчак» – от половцев, «табын» – от древних тюрков и т. д. Но все эти реликты – консорции, потеряли свой стереотип поведения, попав на Урал, приняли башкирский менталитет, и стали башкирами.


Наглядный пример смены менталитета предстает в эпосе «Узак-Тузак – потомки балабашняков». Печенежское племя – балабашняки, попав на Урал – местность с иными природными условиями, в лице своего героя – Узак-Тузака – меняют свое мировоззрение. Узак-Тузак становится выразителем того самого трансцендентального подхода к природе, который нашел отражение в другом эпосе «Урал батыр». При этом этот подход звучит в новом эпосе более четко и ясно, хотя и не выражен в действиях[1].


То обстоятельство, что именно в определенных природных и географических (и возможно этнокультурных) условиях рождались одинаковые стереотипы поведения, ментальности, дает повод утверждать, что этноним «башкорт» имел не только этническое, но и культурно-географическое значение. В определенных природных условиях доминирующим становится определенный стереотип поведения. На Южном Урале в VXIII вв. победил именно «башкирский» менталитет.




[1] См. более подробно: Исянгулов Ш. Н. Философские основы эпоса «Узак-Тузак – потомки балабашняков» // Актуальные проблемы изучения и преподавания истории и культуры Башкортостана: Сб. материалов респ. науч.-практ. конф. Стерлитамак, 2001. С. 111–115 и данное издание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий