Исянгулов Ш.Н. Вопрос о правителях Уфы и их титулатуре в XV - первой половине XVI в. // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 36-41.
Известный историк XVIII в. П. И. Рычков в свое время писал,
что последним владетелем Уфы был «ногайский хан именем Тюря-Бабату-Клюсов»[1]. В
статье М. В. Лоссиевского говорится об этом же человеке – правителе Уфы, как о
представителе башкирского рода табын[2]. Об
откочевки последнего ногайского хана Туря Бабату Клюсова на юг рассказывается и
в «Материалах к истории города Уфы» Д. С. Волкова[3]. А.
Н. Усманов доказал, что имя хана звучало как Тюря Баба Тукляс и считал его
одним из мелких феодальных владетелей середины XVI в. в Башкирии[4].
Однако с данным утверждением трудно согласиться.
По ногайской
генеалогической традиции, Баба Тукляс – легендарный предок эмира Едигея
(1352–1419). Это утверждается и в ногайских и казахских версиях эпоса «Едигей».
Например, в ногайской версии, записанной в 1958 г ., Баба-Туклас
становится мужем девы – лебеди, от этого брака рождается Кутлы-Кая – отец
Едигея[5].
Фольклористической науке давно известно, что Тюря Баба Тукляс – предок
знаменитого предводителя ногайцев. В некоторых вариантах эпоса Баба Тукляс
отождествляется со среднеазиатским мистиком Ахмедом Ясави (1105–1166) и
упоминается как Баба Туклас Шашли Азиз[6]. В
других записях Едигей через Баба Тукляса и фантастических правителей Ирана,
Дамаска и Египта возводился к халифу Абубекру, тестю пророка Мухаммеда[7].
В башкирской версии эпоса
(в записи М. Бурангулова) святой Тукляс является сыном мудреца Газиз-бабы. От
Тукляса родился Тора-бий – правитель башкир. Здесь Тукляс показан святым, а его
сын Тора-бий притеснителем народа. В дальнейшем волшебный меч Тукляса попал в
руки Идукая. В конце жизни Идукай, возвратившись на Урал, поселился возле
могилы святого Тукляса[8].
В записи Н. Исанбета
отцом Идукая является тот же Баба-Тукляс. Н. Исанбет указывает, что Баба-Тукляс
– это прозвище и псевдоним суфийского поэта А. Ясави[9].
Как известно,
происхождение эмира Едигея до сих пор вызывает много вопросов. В источниках он
называется Едигеем, а в известном ярлыке Тохтамыша упомянут лишь как «человек
по имени Эдигу»[10]. Едигей в 1395–1412 гг.
являлся фактическим правителем Золотой Орды и проводил политику насильственного
внедрения ислама в кочевой среде[11].
Вполне возможно, что религиозная политика Едигея была направлена против
Тохтамыша. Его потомки стали правителями нового государственного образования –
Ногайской Орды. По некоторым данным, сын Едигея – Нуретдин правил в Ногайской
Орде в 1426–1440 гг.[12] Он
демонстративно отказался даже от косвенного родства с чингизидами. По указанию
Нуретдина была составлена генеалогия Едигея, якобы являвшегося потомком суфия и
поэта XII в. Ахмеда Ясави[13].
Таким образом, в конце XIV – начале XV в. эмир Едигей и его потомки
вынуждены были против чингизидских принципов наследования власти
противопоставить тюркские и мусульманские генеалогические традиции.
Из вышеизложенного
следует вывод о том, что Тюря Баба Тукляс – это имя легендарного предка Едигея,
поэтому данный человек никак не мог править в Башкортостане в середине XVI в.
Между тем о правителях
Уфы сохранились и другие, весьма интересные предания и легенды. Одно из таких
преданий приводит П. Ф. Ищериков. Оказывается, ногайский хан Тюря-Бабату-Клюсов
покинул Уфу из-за пожиравшего людей дракона и поселился на берегу Демы[14].
Уже было сказано, что в
башкирской версии эпоса «Идукай и Мурадым» имеется некий Тора-бий – правитель
над некоторыми племенами башкир. В «Истории Усергана» также упоминается
Тура-хан, правивший в Башкирии в конце XIV – начале XV в. Его преемник Кусем хан показан
как противник вполне реальной исторической личности – хана Золотой Орды в
1423–1426 гг. Барака (погиб в 1428
г .)[15].
В «Справочной книжке
Уфимской губернии» рассказывается, что Тура-хан был чингизидом и подчинялся
сибирскому хану Кучуму. Поссорившись с Кучумом, со своей ордой в 8 тыс. кибиток
откочевал к Уфе. Недостаток корма вынудило его поселиться западнее р. Слак, где
он построил дворец и мечеть. Тура-хан сделал башкир данниками, но вскоре сам
должен был признать власть казанского хана. После взятия Казани русскими он
бежал на юг[16].
П. И. Рычков также писал
о Тюря-хане, брате Басмана, который правил в Уфе. Оба брата были убиты в ходе
междоусобных войн с ногайским мурзой Алтакаром[17]. По
мнению В. В. Трепавлова, Алтакар – это сын ногайского бия Мусы Алчагир (погиб в
1519 г .).
Алчагир фактически управлял Ногайской Ордой в 1506–1519 гг.[18]
Таким образом,
получается, что человек по имени Тюря правил в Башкортостане и при Едигее, и
при его праправнуке Алчагире, и в период завоевания Казани (1552 г .). По нашему мнению,
слово «Тюря» – это не личное, или даже не тронное имя хана, а титул. Для
правильного понимания термина «тюря» обратимся к письму золотоордынского хана
Улуг Мухаммеда к турецкому султану Мураду II от 14 марта 1428 г . В нем имеются и
следующие строки: «Затем, когда всевышний
милостью своей вверил высокое место наших прежних братьев – ханов нам, между
нами, торе, вспыхнула вражда, и в последующее время события развивались так,
что престол достался Бараку»[19]. Как
пишет Т. И. Султанов, термин «торе» употреблялся для обозначения нецарствовавших
ханских потомков. Однако этим словом обозначали не только султанов, но и более
широкий круг лиц, в частности чиновников и судей. Старотюркское слово «торе»
представляло собой дальнейшее морфологическое и семантическое развитие основы
тур/тор, то есть почетное место в доме, главное место у очага. Первоначально
обозначая просто «закон», «обычай», «правило», термин «торе» с течением времени
приобрел функцию определения законодателя, действователя по обычаю, уставу –
владетеля, господина, судьи[20]. В XVI – XVIII вв. в государствах Джучидов «торе»
превратилось в право представителей правящей династии на верховную власть и
стало ассоциироваться с харизмой рода Чингиз-хана, обозначая самих
представителей рода. Казахские султаны, бухарские эмиры, среднеазиатские ходжи
прибавляли к своему имени приставку «торе», означавшую принадлежность к роду
чингизидов и, соответственно, право на трон[21].
Можно предположить, что
правители Уфы в конце XIV – первой половине XVI в. имели титулы «тюря» и «хан». Если
последнее, во-первых, свидетельствует об их известной самостоятельности в
указанный период, что было вполне возможно после смерти Едигея, во-вторых,
говорит об их принадлежности к чингизидам. Титул «тюря», наверное,
соответствовало статусу города Уфы (и Башкортостана) в Орде. Его в то время
могли носить, наверное, только чингизиды.
С конца XV в. в крае утвердились ногайцы. Они не
стали менять административное устройство в Башкортостане, и возможно, на
вассальных условиях оставили у власти бывших правителей Уфы – каких-то чингизидов,
продолжавших носить прежние титулы. Наверное, полное подчинение Башкортостана
ногайцам произошло при Алчагире. Кроме уфимских ханов с конца XV в. в крае были и особые ногайские
наместники. Статус их был довольно высоким. Обычно наместники Башкирии со
временем становились нурадинами[22].
Упоминание же Баба-Тукляса как уфимского правителя следует считать ошибкой
информаторов, и последующих историков, некритически отнесшихся к сведениям П.
И. Рычкова.
[1] Рычков П. И.
Топография Оренбургской губернии. Уфа, 1999. С. 264.
[2] Лоссиевский М.
В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам
(историко-этнографический очерк) // Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа,
1883. С. 373.
[3] Усманов А. Н.
Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982. С.
130–131.
[4] Там же. С. 70.
[5] Жирмунский В.
М. П. М. Мелиоранский и изучение эпоса «Едигей» // Тюркологический сборник.
1972. М .,
1973. С. 182.
[6] Мелиоранский П.
М. Сказание об Едигее и Токтамыше. СПб., 1905. С. 10.
[7] Жирмунский В.
М. Указ. соч. С. 183.
[8] Башкирское народное творчество. Т. 10. Исторический
эпос. Уфа, 1999. С. 45–187.
[9] Галин С. А.
Башкирский народный эпос. Уфа, 2004. С. 234, 235.
[10] Жирмунский В.
М. Указ. соч. С. 174.
[11] Султанов Т. И.
Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М., 2006. С. 241–243.
[13] Азнабаев Б. А.
Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства
(вторая половина XVI – первая треть XVIII вв.). Уфа, 2005. С. 32.
[14] Ищериков П.
Седая старина // Башкирский краеведческий сборник. 1927. № 2. С. 72.
[15] Хусаинов Г.
История башкир // Ватандаш. 2006. № 9. С. 94–95. На башк. яз.
[16] Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1883. С.
333–334, 343.
[17] Рычков П. И.
История Оренбургская (1730–1750). Оренбург, 1896. С. 69.
[18] Трепавлов В. В.
Ногаи в Башкирии, XV–XVII вв. / Материалы и исследования по истории и этнологии
Башкортостана. Уфа, 1997. С. 17–19.
[19] Султанов Т. И.
Письмо золотоордынского хана Улуг-Мухаммада турецкому султану Мураду II // Тюркологический сборник. 1973. М ., 1975. С. 54.
[20] Там же. С. 56–57.
[21] Почекаев Р. Ю.
Особенности формирования и эволюции правовой системы Улуса Джучи //
Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М.,
2006. С. 304.
[22] Трепавлов В. В.
Указ. соч. С. 12–27.
Комментариев нет:
Отправить комментарий