Исянгулов Ш.Н. Башкирский эпос "Урал-батыр" и некоторые проблемы антропогенеза // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 3-9.
На сегодняшний день
наиболее известными и распространенными являются эволюционная, трудовая,
религиозная и инопланетная теории антропогенеза – происхождения человека.
Однако в последние годы появилась так называемая теория симбиоза пралюдей и
животных. Данная концепция, например, нашла наиболее яркое отражение в работе
В. М. Вильчек[1]. Некоторые моменты еще в 1950-е
гг. были выдвинуты Б. Ф. Поршневым[2], а в 1980-е
гг. – Д. К. Беляевым[3].
Данную теорию с эволюционной и трудовой концепциями сближает то положение, что
человек выводится все-таки от обезьян (или обезьяноподобных существ). Большую
роль в данной теории играют психофизиологические факторы.
Например, Б. Ф. Поршнев
утверждал, что прачеловек был в биологическом смысле существом слабым, поэтому
не мог конкурировать со многими животными в добыче пищи. Такой прачеловек
(троглодит) вынужден был находить иные пути развития (выживания) в чуждом ему
мире. Прежде всего, прачеловек находил симбиоз с какими-либо животными.
Например, археоантропы поедали мозг тех животных, которые становились добычей
других крупных хищников.
А теперь вспомним эпос
«Урал-батыр»:
То ли издавна было так,
То ли от Янберде повелось
И с годами на той земле
В обычай вошло –
Если изловят дикого зверя
И зверь окажется самцом,
Муж и жена вдвоем
Голову съедают его,
А Шульгену с Уралом,
Собаке со львом,
Соколу со щукой
Остальную часть отдают
А если изловят дикого
зверя
И зверь самкой окажется,
Муж и жена
Сердце себе берут;
Если травоядное животное
изловят,
На него черную пиявку
посадят,
Чтобы пиявка кровь сосала[4].
Ритуальное поедание
головы самца взрослыми людьми могло иметь очень древнюю историю. Когда-то в
первую очередь питались взрослые дееспособные существа, а остальным же
доставалось то, что останется. Со временем такая практика превращается, наверное,
в обычай.
Как известно, в эпосе
«Урал-батыр» родители героя еще не знают домашних животных. Но Янберде охотится
верхом на льве, также берет с собой собаку, для ловли рыб использует щуку, для
ловли птиц – сокола, кровь же для них сосет пиявка. Что же это: результат
поэтического творчества народа или архетипы, сохранившие до наших дней
своеобразные реалии первобытного общества? В случае с собакой у современного
читателя сомнений не возникнет. В конце концов, она будет приручена человеком.
Известно многим народам и современной медицине и использование пиявок в
лечебных целях. Но льва нельзя даже представить в образе «домашнего животного».
Чем же объяснить существование такого «сказочного» мотива в эпосе? Конечно,
можно отметить, что в нем своеобразным образом переплетаются сказочные
(фантастические) и реалистические мотивы. Но можно ли таким легким путем
объяснить «приручение» льва и других животных? Да и собака показана в эпосе
вовсе не как «домашнее животное», она (как и остальные) явно чем-то от них отличается.
Она еще как бы не совсем «домашняя», а является чем-то вроде «союзницей» первых
людей. Каким же образом данные животные могли стать своеобразными «спутниками»
людей? Причем, доминирование человека в эпосе явно прослеживается. Вышеназванные
животные все же каким-то образом подчиняются человеку, в том числе и такой
зверь как лев. Как же могло произойти такое? Человек не только укротил их, но и
способен «покарать» «провинившихся» животных. Во что рассказывает побежденный
Шульген своему брату:
Лев, на котором я ехал
верхом,
Дважды споткнулся,
Дважды я ударил его так,
Что на теле выступила
кровь,
Искры посыпались [у него]
из глаз,
Он упал к моим ногам.
В третий раз споткнулся
он –
С мольбой посмотрел на
меня
И поклялся, что отныне
никогда
Спотыкаться не будет он
Я больше не ударил его
И не стал его ругать...[5]
Почему же лев так робок и
подчиняется человеку? Каким образом первобытному человеку удалось укротить его?
Как нам кажется, в эпосе
«Урал-батыр» сохранились отголоски симбиоза человека с определенными животными.
Таковыми в эпосе «прирученными» животными являются лев, собака, щука, сокол и
пиявка. «Если змеи «гипнотизируют»
обезьян, то почему бы отказать высшим приматам свою очередь в чем-либо подобном»,
– писал Б. Ф. Поршнев[6]. По
его мнению, прачеловек брал вверх над животными потому, что обладал высшей
нервной деятельностью. Так, он использовал природных антагонистов и
конкурентов, натравливая, их друг на друга. Человек, например, «углубил антагонизм двух разновидностей
волков – ныне дикого и предка собаки...»[7]
Возможно, и Янберде удалось найти какие-то «слабости» у некоторых животных и
создать симбиоз с ними. Конечно, нельзя исключить и сказочную, поэтическую
трактовку симбиоза в эпосе. Вот что рассказывает Урал красавице Хумай о Смерти:
На охоте [сидя] на льве,
Она не преследует зверей,
Чтобы цели своей достичь,
Спутника не ищет себе –
Это и есть злодейка
смерть[8].
То, что в башкирских
сказках (и в эпосе «Урал-батыр») при определенных обстоятельствах герой
превращался в щуку или сокола, тоже, наверное, не случайно.
В симбиозе с животными
определенные «обязательства» имели не только «прирученные» хищники, но и
человек. Вот что говорит Урал отцу:
Когда старость к тебе
придет
Сгорбишься, высохнешь ты,
Тогда не сможешь сесть на
своего льва,
Не сможешь на охоту
пойти,
Не сможешь сокола
выпускать,
Еды им не сможешь
достать;
И лев твой, и собака
твоя,
И сокол и пиявки твои –
Все станут голодать,
Кровью нальются их глаза,
Когда, изголодавшись,
твой лев,
Разъярится на привязи
своей,
В ярости бросится на тебя
И согнет тебя пополам
Да на куски тебя разорвет
–
Что станет с тобою тогда?[9]
Добытая пища также делится
между людьми и животными. Налицо симбиоз человека с животными. Однако
«доминирование» человека ясно видно, особенно в случае с Шульгеном. В случае же
смерти одного из членов такого «сообщества», труп его, наверное, поедался
бывшими «спутниками». Ведь недаром Урал батырам царя Катила говорит:
Если я умру на ваших
руках,
То тело мое отдайте льву[10].
Почему же прачеловек
вынужден был идти на симбиоз с некоторыми животными? В. М. Вильчек утверждает,
что прачеловек был ниже животных по многим показателям. В частности он утратил
какие-то инстинкты, оказался в отрыве от природы: «Подобное ущербное существо... было обречено либо погибнуть, либо... оно
должно было возместить свою коммуникационную дефективность, неполноценность за
счет подражания каким-то другим, «нормальным», инстинктивно «знающим, как надо
жить», животным, за счет симбиоза с ними, заимствования их «знаний», «планов» и
«технологий», то есть занимался не инстинктивной, но именно «животнообразной»,
осуществляемых по образу и подобию «полноценных» животных деятельностью»[11].
Урал говорит отцу, что
другие животные:
... не изнывают на охоте.
Их оружие – клыки и
когти,
На себя надеются только.
Им неведомы усталость,
Сердцам их страх неведом[12].
Здесь Урал раскрывает
«слабости» человека: он быстро устает, и его мучают «страхи», он надеется на
«других». Если «усталость» – «слабость» биологического характера, то «страх»
имеет не только психоэмоциональный, но и какой-то духовный характер. «Подражая животному, заимствуя, имитируя,
«похищая» его планы и способы жизнедеятельности, ущербное существо как бы
преодолевает свою ущербность, свою отчужденность, восстанавливает поврежденную
связь с природой, удовлетворяет потребность единства с ней»[13]. Со
временем «слабость» превращалась в «силу», самое неприспособленное существо
становился первым.
В конце концов, симбиозу
человека со львом, щукой, соколом и пиявкой придет конец. В. М. Вильчек
говорит, что к разрыву симбиоза с животными привело обретение огня, ведь все
животные боятся его[14].
Однако в эпосе «Урал-батыр» люди еще не знают огня.
Урал был не просто сыном
Янберды и Янбики – пралюдей, он, как оказалось, являлся именно «человеком
разумным» (Homo Sapiens). Он положил конец такому «доисторическому» явлению, как
симбиоз пралюдей и животных, явился выразителем нового отношения человека ко
всему живому.
Таким образом, по нашему
мнению, в эпосе «Урал-батыр» нашел некоторое отражение становление человека,
прошедшего длительный путь эволюции от человекоподобных существ до Homo Sapiens.
[1] Вильчек В. М.
Прощание с Марксом (Алгоритмы истории). М., 1993. С. 11–54.
[2] Поршнев Б. Ф.
О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974; Поршнев
лишь кроманьонцев относил к семейству гоминид. До них были лишь животные –
троглодиты. Трудовая деятельность троглодитов имела лишь внешнее сходство с
человеческой, была инстинктивной. В первобытном стаде господствовали лишь
биологические инстинкты, говорит он.
[3] См., например: Беляев
Д. К. О некоторых факторах эволюции гоминид // Вопросы философии. 1981. №
8. С. 69–77; Беляев появление кроманьонца объясняет психофизиологическими
причинами: стрессами и гормональными изменениями, что приводило к ускорению
(мутациям) эволюции гоминид и влияло на генетические процессы.
[4] Башкирский народный эпос. М, 1977. С. 266.
[5] Башкирский народный эпос. М, 1977. С. 356.
[6] Поршнев Б. Ф.
Указ. соч. С. 354.
[7] Там же.
[8] Башкирский народный эпос. М., 1977. С. 318.
[9] Башкирский народный эпос. М., 1977. С. 273.
[10] Там же. С. 292.
[11] Вильчек В. М.
Указ. соч. С. 17.
[12] Башкирский народный эпос. М., 1977. С. 269.
[13] Вильчек В. М.
Указ. соч. С. 34–35.
[14] Современные ученые справедливо отмечают слабые
стороны так называемой теории симбиоза пралюдей и животных. См.: Михайлов Ф. Т. Homo Sapiens: культура и
натура его бытия // От философии жизни к философии культуры: Сб. статей. СПб.,
2001. С. 107–136.
Комментариев нет:
Отправить комментарий