воскресенье, 2 марта 2014 г.

Из истории деревни Мрясово Оренбургской области

Исянгулов Ш.Н. Из истории деревни Мрясово Оренбургской области // Наследие веков. Вып. 2. Материалы Региональной научно-практической конференции "Историческое краеведение в Башкортостане: история и современность", посвященной 100-летию со дня рождения краеведа-археолога Анисима Павловича Шокурова. Уфа, 2011. С. 191-197.




Конкретная история башкирских деревень Оренбургской области до сих пор остается неизученной.


Деревня Мрясово, ныне входящая в состав Новосергиевского района Оренбургской области, была основана представителями башкирского племени юрматы. Она впервые в официальных документах упоминается в 1786 г. [Хисамитдинова, 2005. С. 176]. Также деревня имеет и другие названия: Кыуаир (деревня расположена на берегу одноименной реки, по-русски Кувай), Танатар. Следует отметить, что хотя деревня территориально находилась в Оренбургском уезде, однако, в административном отношении долгое время была подчинена Стерлитамаку. Поэтому во многих дореволюционных документах указано, что она входит в Стерлитамакский уезд. Такое положение в то время хоть и редко, но встречалось. Например, расположенная на территории Стерлитамакского уезда деревня Батырово в административном отношении (большая часть населения) наоборот подчинялась Оренбургским уездным властям.


Деревня получила название от имени первопоселенца Мряса Аюкасова. Он в 1761 г. наряду с остальными представителями Юрматынской волости, участвовал в продаже земли по р. Тор заводчикам И. Твердышеву и И. Мясникову. В этом же документе упоминается его брат Ялан Аюкасов [Материалы… 1956. С. 218]. Кажется, Аюкасовы были ногайского происхождения. В частности, впоследствии они вместе с Мрясовыми входили в родовое подразделение «нугай» [НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 485. Л. 383]. У Мряса Аюкасова было 4 сыновей: Айсуак (1775–1841), Хамит (1779–1852), Халит (1781–1833) и Аит (1789 г. р.). Айсуак, затем его третий сын Шарафетдин (1824 г. р.) являлись указными муллами [ЦИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 430. Л. 1257 об; Д. 597. Л. 369 об, 370 об; Д. 707. Л. 236 об–238 об].


В д. Мрясово обосновались представители рода татигас племени юрматы, происходившие из деревень Четырман, Аллагуват. В 1795 г. деревня отнесена к Мишар-Юрматынской волости. В ней 10 дворов, 76 жителей. У них имелось более 27253 дес. земли [Акманов, 2000. С. 185; Западные башкиры… 2001. С. 79]. К 1834 г. число дворов увеличилось до 25, количество населения составило 343 человека. В 1859 г. в деревне – 26 дворов, 544 жителя (мужчин – 270, женщин – 274). Деревня входила в 36-ю юрту 9-го башкирского кантона (с 1847 г. – 10-го), а с 1855 г. – в 7-ю юрту 1-го кантона. После отмены кантонной системы входила в Кыпчакскую волость Оренбургского уезда. В 1900 г. в ней проживало 604 человека [Башкирская… 2008. С. 546].


В деревне, как было сказано, обосновались выходцы из д. Четырман (ныне входит в Федоровский район РБ), в частности, Сатучи, сын Кыдраса. Он включен в шежере деревень Четырман и Мукач. Долгое время оставалось неизвестным, почему же в ревизских сказках д. Четырман Стерлитамакского уезда нет сведений о Сатучи и его многочисленных потомках, так подробно зафиксированных в данном шежере [Башкирские… 1960. С. 36–49; Башкирские… 2002. С. 43–50; Исянгулов, 2001. С. 19–36]. Как оказалось, в конце XVIII в. они переселились в д. Мрясово.


Ревизские материалы по д. Мрясово позволяют внести ясность в шежере. У Сатучи было несколько сыновей: Ишкина (1765–1846), Ишкильды (1771–1839), Ишберды (1775–1812), Ишимбет (1780 г. р., умер после 1859 г.), Аллаберды (1788/92–1855). В 1816 г. в доме Ишкильды отмечены также его племянники Мурзагул Ижбулдин (1777 г. р.) и Файзулла Искандаров (1790 г. р.). Однако в материалах последующих ревизий двое последних в д. Мрясово не зафиксированы. Остается предположить, что они переселились в какую-то соседнюю деревню. Ишбулды и Искандар не упоминаются и в шежере, поэтому определить были ли они сыновьями Сатучи пока не представляется возможным.


У Ишкины было 2 сыновей: Расуль (1790–1839) и Тляуберды (1801–1853). Сыновья Расуля Ибрагим (1815–1855) и Исхак (1833–1850) умерли рано, не оставив мужского потомства. У Тляуберды были сыновья: Габдельманнан (1835–1855), Абделькадир (1838 г. р.), Хибатулла (1847 г. р.).


В шежере потомки остальных сыновей Сатучи не указаны. У нас есть возможность дополнить его сведениями из ревизских сказок. У Ишкильды было 2 сыновей: от Хибатуллы (1815–1842) родился Габдельгаллям (1839 г. р.), от Габдуллы (1822 г. р.) – Абдрахман (1842 г. р.) и Ахметязар (1858 г. р.). В 1859 г. Габдулла имел чин урядника.


У Ишберды также было 2 сыновей: от Янберды (1807 г. р.) родились Аитбай (1831 г. р., у него сын – Мавлюмберды 1856 г. р.) и Давлетбай (1837 г. р.), от Мавлеткула (1811 г. р.) – Худайгул (1835 г. р.), Муллагул (1836 г. р.) и Абдуллатиф (1847 г. р.).


Ишимбет имел 4 сыновей: Давлетберды (1807 г. р.), Давлеткильды (1818 г. р.), Кулмухамет (1823 г. р.), Мухутдин (1832 г. р.). Большая семья была и у Давлетберды: шесть дочерей и трое сыновей: Самсетдин (1838-1852), Фахретдин (1840 г. р.), Низаметдин (1845 г. р.).


Семь дочерей и четырех сыновей имел и Аллаберды. Его сыновья: Юсуп (1815–1852) (у него сын Абдельмахиян 1848 г. р.), Сафаргали (1823 г. р. (у него сын Мухаметгали 1852 г. р.), Кунакбай (1827 г. р.) (у него сын Мухаметсадык 1857 г. р.), Кунаккужа (1833–1848). В последние годы Аллаберды был женат на Гульгизар Хамзиной (1822 г. р.). После смерти Аллаберды на Гульгизар женился его племянник Давлеткильды Ишимбетов. Такой брак называется левиратом. Как отмечают историки, шежере деревень Четырман и Мукач интересно именно тем, что в нем зафиксировано достаточно много левиратных браков. В данном случае же мы можем точно установить время заключения подобного брака. К 1859 г. Давлеткильды был двоеженцем, От первой жены у него было двое дочерей, от второй – Гульгизар Хамзиной – двое сыновей: Сальман (1856 г. р.) и Харрас (1857 г. р.). Получается, Давлеткильды женился на своей снохе в 1855 г., тотчас после смерти дяди [ЦИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 144. Л. 24 об–25 об; Д. 430. Л. 1265 об–1266 об; Д. 597. Л. 377 об–379 об; Д. 707. Л. 255 об–259 об].


История д. Мрясово также связана с историей деревень Верхний и Нижний Аллагуват современного Стерлибашевского района РБ. Во-первых, совпадают названия родовых подразделений в этих деревнях. Например, в Верхнем Аллагувате были родовые подразделения «hалауар», «калмак», «тызым», «ажау», «майрок», «янылар», а в Мрясово – «сатучин», «айсуак», «бизау салбар», «нугай», «hалауар», «кусей», «юрматы», «алаганат», «мряс» [Камалов, Камалова, 2001. С. 289, 357]. В Мрясово три названия родовых подразделений носят антропонимический, два – этнонимический, одно («алаганат») – тотемистический характер. По сообщениям жителей деревни, Мрясовы входили, как уже было сказано, в родовое подразделение «нугай», Муртазины – в «hалауар», Сатучины – в «сатучин», Айсуаковы – в «айсуак», Аскаровы – в «алаганат» (вид слепня), Азнабаевы – в «бизау салбар» (кстати, у Камалова и Камаловой, последнее родовое подразделение показано как два отдельных «бизау» и «салбар») [НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 485. Л. 383].


Основатель деревни Аллагуват А. Кулушев в 1744 г. стал старшиной Юрматынской волости. В некоторых документах он фигурирует, как «мурза». Деревня Аллагуват впервые упоминается в документах в 1751 г. [Хисамитдинова, 2005. С. 142]. В XVIII в. между мрясовцами и их родственниками, оставшимися в Стерлитамакском уезде, еще сохранялись тесные взаимные контакты. В частности, в книге И.Г. и Г.Г. Кульсариных отмечается, что в 1790-е гг. в д. Аллагуват из района Тока и Сорана переселились Ильясовы, Мавлеткуловы, Бикташевы [Кульсарина, Кульсарина, 2008. С. 16]. Бикташ был внуком Аллагувата, а Мавлеткул и Ильяс его близкими родственниками. Их шежере приводится в книге «Башкирские родословные» (Уфа, 2002). Позднее, в 1855 г. в Аллагуват из Мрясово переселяется Аскаров Мухамет Салихович. В 1860-е гг. в д. Верхний Аллагуват обосновались младшие сыновья Салиха – Губайдулла (1798 г. р.) и Кинзябулат (1805 г. р.), племянники Хисматулла (1817 г. р.), Хибатулла (1822 г. р.) Мухамедъяровы. Однако половина Аскаровых осталась в Мрясово. Данное обстоятельство было связано с полным оседанием и переходом к земледелию юрматынских башкир. Таким образом, хотя мрясовцы и оторвались от основной массы юрматынцев еще в XVIII в., но вплоть до 1860-х гг., будучи полукочевниками, поддерживали контакты с сородичами. Размежевание земель, переход к земледелию в 1860–1870-е гг. способствовали ослаблению указанных контактов, приводили к потере родственных связей. Ведь деревня отстояла от основной массы юрматынских поселений не менее чем на 100 км. Поэтому ряд семей переселяется обратно в Аллагуват.


Несколько слов о просвещении в деревне. Наличие представителей мусульманского духовенства свидетельствует, что в ней существовала мечеть. В 1830 г. было открыто медресе. В 1880-е гг. в нем обучалось 11 мальчиков [Исянгулов, 2011. С. 136]. Учебное заведение, несомненно, сыграло большую роль в распространении просвещения и культуры. Из этой деревни вышли несколько видных общественных деятелей. В д. Мрясово родился государственный и общественный деятель Карим Идельгужин.


Также в д. Мрясово вырос историк, один из лидеров башкирского национального движения 1917–1920 гг. Сагит Мрясов (Мирасов) (1880–1932). Ниже приводим родословную С. Мирасова. Он – потомок Мряса Мусина (1763–1844), тезки М. Аюкасова. У Мряса Мусина было 5 сыновей: Мурат (1791 г. р.), Муртаза (1803 г. р.), Мамбет (1808 г. р.), Ярмухамет (1821 г. р.), Ишмухамет (1824 г. р.). Мурата сыновья: Баймамбет (1812 г. р.), Тулмамбет (1815 г. р.), Давлеткильды (1827 г. р.), Давлетберды (1827 г. р.), Исмагил (1832 г. р.). Баймамбет и является дедом Сагита Мрясова. У него были дети: Кызрильяс (1835 г. р.), Нурмухамет (1838–1858), Габидулла (1847 г. р.), Губайдулла (1851–1895). В семье Губайдуллы в 1880 г. и родился будущий общественный деятель. Из семьи Мрясовых вышло много священнослужителей и офицеров. В частности, Мурат Мрясов, его четвертый сын Давлетберды были зауряд-сотниками, а сын Муртазы Бикмухамет (1829 г. р.) служил урядником. Ярмухамет Мрясов являлся указным муллой, а Баймамбет – муэдзином. Муллой до революции в своей родной деревне был и Сагит. В 1920-е гг. он внес большой вклад в развитие исторической науки, занимался сбором этнографических, фольклорных материалов, шежере. В журнале «Башкорт аймагы» вышел целый ряд его статей, посвященных истории, этнографии, народному творчеству башкирского народа. В то же время следует отметить, что большинство шежере, собранных С. Мрясовым, после его смерти были утрачено (например, упоминаемое им шежере катайцев).


Изучение истории отдельных башкирских населенных пунктов, особенно находившихся в других регионах, имеет большое научное значение, позволяет внести определенные коррективы в этническую историю как родов и племен, так и в целом народа.


 


Источники и литература


1. Акманов А.И. Земельная политика царского правительства в Башкирии (вторая половина XVI – начало XX вв.). Уфа, 2000.


2. Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 4. Л–О / гл. ред. М.А. Ильгамов. Уфа, 2008.


3. Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002.


4. Башкирские шежере. Уфа, 1960.


5. Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Уфа, 2001.


6. Исянгулов Ш.Н. Из истории мечетей и медресе Башкортостана. Уфа, 2011.


7. Исянгулов Ш.Н. Старый Четырман: историко-краеведческое издание. Уфа, 2001.


8. Камалов А.А., Камалова Ф.У. Атайсал. Уфа, 2001.


9. Кульсарина И.Г., Кульсарина Г.Г. Наши корни – в земле родной. Уфа, 2008. На башк. яз.


10. Материалы по истории Башкирской АССР. Т. IV. Ч. 1. М., 1956.


11. Научный архив Уфимского научного центра Российской академии наук (НА УНЦ РАН). Ф. 3. Оп. 2. Д. 485.


12. Хисамитдинова Ф.Г. Названия башкирских населенных пунктов XVIXIX веков. Уфа, 2005.


13. Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. И-138. Оп. 2. Д. 144, 430, 597, 707.

Комментариев нет:

Отправить комментарий