воскресенье, 2 марта 2014 г.

Чингизиды - Тукайтимуриды в Башкортостане в XIII-XVI вв.

Исянгулов Ш.Н. Чингизиды - Тукайтимуриды в Башкортостане в XIII-XVI вв. // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 47-50.




Тука-Тимур, по Рашид-ад-Дину, являлся тринадцатым сыном Джучи. Он принял активное участие в походе чингизидов на запад в 1236–1242 гг. Отметив особые заслуги брата, Батый отдал ему в подчинение племена минг, тархан, ушун, ойрат. Также ему были пожалованы земли асов и Мангышлак[1]. Тука-Тимур и его потомки осуществляли власть над Хаджи-Тарханом (Астраханью), вилайетами Кафа и Крым. Согласно утверждению историка XVII в. Махмуда ибн Вали, потомки Тука-Тимура получили прозвание «ханских сыновей» («хан оглы»)[2].


Из приведенных этнонимов, по крайней мере, первые три имеют отношение к башкирам. Одного из предводителей башкирского племени табын Майкы бия называли, например, Уйшын[3]. Род «тархан», возможно, означает отпущенный на свободу род, до этого бывший вассалом, или освобожденный от некоторых налогов и повинностей[4]. В шежере минцев подчеркивается связь данного рода (племени) с Чагатайским улусом (Мавераннахром). Но племя мин у башкир включает в себя роды различного происхождения (в том числе в его составе отмечен и этноним «тархан»). По нашему мнению, можно проследить связь племени мин с некоторыми Тукайтимуридами.


Потомки Тука-Тимура, усилившись в конце XIV в., занимали с 1380 г. трон Золотой Орды. Впоследствии Тукайтимуриды правили в Астраханском, Бухарском, Казанском, Казахском и Крымском ханствах. В шежере табынцев, написанном Мухаметсалимом Уметбаевым, рассказывается следующее: «Хани Углан пришел из города Аждерхан <Астрахань>. После кончины Гирей-хана, желая подчинить себе его подвластных и его селения в устье Уфы-реки, то есть желая подчинить себе и дуван-табынов, и кичи-табынов, и вообще все двенадцать табынских родов, он пришел к дувану Кутлуюл-сэсэну и просил у его старост место для размещения своего юрта. Общество двенадцати табынских родов в едином согласии выделило место для его юрта по левому берегу Ак Идели… А затем, взяв бывших при нем воинов, он прошел от правого берега Ак Идели до берегов Уфы и подчинил себе гереев и мингов, то есть население одиннадцати мингских родов. Он взял в законные жены дочь герея Ялман-бия. А затем он водворился и жительствовал в упомянутом выше месте. Спустя полтора года после его женитьбы на дочери Ялман-бия родился мальчик, нареченный Туктар-бием. А затем скончался хан Астерхана <Астрахань> Тимеркутлу-хан, прибыл посланец сказать: «Сына у него нет!», – и вернуть Хани Углана, чтобы поставить его ханом Астерхан. Тогда Кутлуюл-сэсэн и его род пожелали: «Оставь нам, башкирскому юрту, человека из ханского рода!», – и оставили <им> Туктар-бия с матерью. Став взрослым, Туктар-бий сказал: «Я пойду искать отца», – и ушел, а потом осел на притоке Самары-реки, на берегах Тока-реки»[5].


Тимер-Кутлуг (умер в 1399/1400 г.) считается основателем новой Астрахани[6]. Он занимал золотоордынский трон в 1397–1399 гг. Ему и эмиру Едигею в 1399 г. удалось разгромить литовского князя Витовта и Тохтамыша в битве на реке Ворскле. После смерти Тимер-Кутлуга трон занял его племянник (по Муиззу – двоюродный брат) Шадибек. Судя из вышеприведенного текста, Углан хан был так же, как и Тимер-Кутлуг, Тукайтимуридом, ближайшим его родственником. Имя «Углан» является скорее титулом, означающим принадлежность к Джучидам, хотя встречаются и подобные личные имена. Например, по Муиззу, десятым сыном Тимур-Мелика (казнен в 1379 г. Тохтамышем), сына Урус-хана, являлся Оглан-бий. Дети последнего не указаны[7].


Из шежере видно, что чингизид Туктар стал бием башкирского племени табын. У нас нет оснований не верить данному источнику. Более того, в другом источнике мы также встречаем сведения о Тимер-Кутлуге: «У Бухаров тогда был хан Буляр; в Казани были русские; на рр. Джадием и Яик – Джанибек, на р. Ашдыл (до устья) – Кара-хан и Бугара-хан, в Москве – Саган (?); в устьях 3 рек: Тоук, Алмалы и Уфий-Идели – Кирей-хан. Сарай его стоял на горе, на кургане. На Инджаре был Хаким-хан; он провалился и на месте провала долго был шум. В Астрахани был Темир-Кутлы; в Казани – Шагали, на рр. Зай и Гирьял – Ишим-хан»[8]. Здесь приведены имена различных ханов, живших в различные годы. Например, Тукайтимурид Шах-Али (1506–1567) был казанским ханом трижды: в 1519–1521, 1546, 1550–1552 гг. Выше мы видели, что Кирей-хан (Гирей-хан) правил в центральном Башкортостане в конце XIV в. Какой-то Хаким хан имел юрт на Инзере. Данный текст показывает, что территория исторического Башкортостана состояла из нескольких улусов, в которых возможно правили чингизиды. В «Истории Усергана» отмечается, что на берегах Кармасана находился юрт хана Тохтамыша (убит в 1406 г.)[9]. Все эти факты свидетельствуют, что какие-то потомки Тука-Тимура имели улусы в приуральской части Башкортостана, по крайнем мере, с конца XIV в. Башкирские племена и роды мин, тархан, уйшын (часть табынцев) были отданы еще Батыем своему младшему брату. Хотя с принятием ислама установления первых монгольских правителей были поколеблены, но память о какой-то зависимости от Тукайтимуридов у этих племен, наверное, сохранялись. Недаром они без сопротивления, добровольно подчинились власти чингизида Углан хана. Возможно, данное подчинение в какой-то степени было номинальным. Реальная власть наверняка принадлежала родовым старейшинам. Чингизид, в конце концов, в условиях башкирского общества «опускался» до положения бия. Важно то, что царевичи в Башкортостане не смогли обособиться в отдельный слой (сословие), как это было, например, у казахов. Они, возможно, возглавляли в Башкирии какие-то надплеменные образования на более или менее продолжительный срок, но государствообразующей силой здесь так и не стали. Чингизиды не смогли стать как бы составной, внутренней частью башкирского общества, не вписались в него, оставались либо какой-то внешней силой, либо растворялись в среде биев племен и родов.




[1] Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А.–А., 1992. С. 188–189.
[2] Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М., 2006. С. 266–267.
[3] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 164, 165; Бикбаев Р. А. Башкурды // Ядкяр. 2002. № 3. С. 63.
[4] Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. С. 52–53.
[5] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 218–219.
[6] Зайцев И. В. Астраханское ханство. М., 2004. С. 25–26.
[7] Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений. М.–Л., 1941. С. 63; По Муиззу, известный противник Тохтамыша Урус является потомком Тука-Тимура.
[8] Назаров П. К. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. 1890. № 1. С. 167.
[9] Хусаинов Г. История башкир // Ватандаш. 2006. № 9. С. 93. На башк. яз; Тохтамыш также является потомком Тука-Тимура.

2 комментария:

  1. Муйтен бей ушел за Дон и ханами башкир стали чингизиды -потомки Шейбани

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить