Исянгулов Ш.Н. Чингизиды - Тукайтимуриды в Башкортостане в XIII-XVI вв. // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 47-50.
Тука-Тимур, по
Рашид-ад-Дину, являлся тринадцатым сыном Джучи. Он принял активное участие в
походе чингизидов на запад в 1236–1242 гг. Отметив особые заслуги брата, Батый
отдал ему в подчинение племена минг, тархан, ушун, ойрат. Также ему были
пожалованы земли асов и Мангышлак[1].
Тука-Тимур и его потомки осуществляли власть над Хаджи-Тарханом (Астраханью),
вилайетами Кафа и Крым. Согласно утверждению историка XVII в. Махмуда ибн Вали, потомки
Тука-Тимура получили прозвание «ханских сыновей» («хан оглы»)[2].
Из приведенных этнонимов,
по крайней мере, первые три имеют отношение к башкирам. Одного из предводителей
башкирского племени табын Майкы бия называли, например, Уйшын[3]. Род
«тархан», возможно, означает отпущенный на свободу род, до этого бывший
вассалом, или освобожденный от некоторых налогов и повинностей[4]. В
шежере минцев подчеркивается связь данного рода (племени) с Чагатайским улусом
(Мавераннахром). Но племя мин у башкир включает в себя роды различного
происхождения (в том числе в его составе отмечен и этноним «тархан»). По нашему
мнению, можно проследить связь племени мин с некоторыми Тукайтимуридами.
Потомки Тука-Тимура,
усилившись в конце XIV в., занимали
с 1380 г .
трон Золотой Орды. Впоследствии Тукайтимуриды правили в Астраханском,
Бухарском, Казанском, Казахском и Крымском ханствах. В шежере табынцев,
написанном Мухаметсалимом Уметбаевым, рассказывается следующее: «Хани Углан пришел из города Аждерхан
<Астрахань>. После кончины Гирей-хана, желая подчинить себе его
подвластных и его селения в устье Уфы-реки, то есть желая подчинить себе и
дуван-табынов, и кичи-табынов, и вообще все двенадцать табынских родов, он
пришел к дувану Кутлуюл-сэсэну и просил у его старост место для размещения
своего юрта. Общество двенадцати табынских родов в едином согласии выделило
место для его юрта по левому берегу Ак Идели… А затем, взяв бывших при нем
воинов, он прошел от правого берега Ак Идели до берегов Уфы и подчинил себе
гереев и мингов, то есть население одиннадцати мингских родов. Он взял в
законные жены дочь герея Ялман-бия. А затем он водворился и жительствовал в
упомянутом выше месте. Спустя полтора года после его женитьбы на дочери
Ялман-бия родился мальчик, нареченный Туктар-бием. А затем скончался хан
Астерхана <Астрахань> Тимеркутлу-хан, прибыл посланец сказать: «Сына у
него нет!», – и вернуть Хани Углана, чтобы поставить его ханом Астерхан. Тогда
Кутлуюл-сэсэн и его род пожелали: «Оставь нам, башкирскому юрту, человека из
ханского рода!», – и оставили <им> Туктар-бия с матерью. Став взрослым,
Туктар-бий сказал: «Я пойду искать отца», – и ушел, а потом осел на притоке
Самары-реки, на берегах Тока-реки»[5].
Тимер-Кутлуг (умер в
1399/1400 г.) считается основателем новой Астрахани[6]. Он
занимал золотоордынский трон в 1397–1399 гг. Ему и эмиру Едигею в 1399 г . удалось разгромить
литовского князя Витовта и Тохтамыша в битве на реке Ворскле. После смерти
Тимер-Кутлуга трон занял его племянник (по Муиззу – двоюродный брат) Шадибек.
Судя из вышеприведенного текста, Углан хан был так же, как и Тимер-Кутлуг,
Тукайтимуридом, ближайшим его родственником. Имя «Углан» является скорее
титулом, означающим принадлежность к Джучидам, хотя встречаются и подобные
личные имена. Например, по Муиззу, десятым сыном Тимур-Мелика (казнен в 1379 г . Тохтамышем), сына
Урус-хана, являлся Оглан-бий. Дети последнего не указаны[7].
Из шежере видно, что
чингизид Туктар стал бием башкирского племени табын. У нас нет оснований не
верить данному источнику. Более того, в другом источнике мы также встречаем
сведения о Тимер-Кутлуге: «У Бухаров
тогда был хан Буляр; в Казани были русские; на рр. Джадием и Яик – Джанибек, на
р. Ашдыл (до устья) – Кара-хан и Бугара-хан, в Москве – Саган (?); в устьях 3
рек: Тоук, Алмалы и Уфий-Идели – Кирей-хан. Сарай его стоял на горе, на
кургане. На Инджаре был Хаким-хан; он провалился и на месте провала долго был
шум. В Астрахани был Темир-Кутлы; в Казани – Шагали, на рр. Зай и Гирьял –
Ишим-хан»[8]. Здесь приведены имена различных
ханов, живших в различные годы. Например, Тукайтимурид Шах-Али (1506–1567) был
казанским ханом трижды: в 1519–1521, 1546, 1550–1552 гг. Выше мы видели, что
Кирей-хан (Гирей-хан) правил в центральном Башкортостане в конце XIV в. Какой-то Хаким хан имел юрт на
Инзере. Данный текст показывает, что территория исторического Башкортостана
состояла из нескольких улусов, в которых возможно правили чингизиды. В «Истории
Усергана» отмечается, что на берегах Кармасана находился юрт хана Тохтамыша
(убит в 1406 г .)[9]. Все
эти факты свидетельствуют, что какие-то потомки Тука-Тимура имели улусы в
приуральской части Башкортостана, по крайнем мере, с конца XIV в. Башкирские племена и роды мин,
тархан, уйшын (часть табынцев) были отданы еще Батыем своему младшему брату.
Хотя с принятием ислама установления первых монгольских правителей были
поколеблены, но память о какой-то зависимости от Тукайтимуридов у этих племен,
наверное, сохранялись. Недаром они без сопротивления, добровольно подчинились
власти чингизида Углан хана. Возможно, данное подчинение в какой-то степени
было номинальным. Реальная власть наверняка принадлежала родовым старейшинам.
Чингизид, в конце концов, в условиях башкирского общества «опускался» до
положения бия. Важно то, что царевичи в Башкортостане не смогли обособиться в
отдельный слой (сословие), как это было, например, у казахов. Они, возможно,
возглавляли в Башкирии какие-то надплеменные образования на более или менее
продолжительный срок, но государствообразующей силой здесь так и не стали. Чингизиды
не смогли стать как бы составной, внутренней частью башкирского общества, не
вписались в него, оставались либо какой-то внешней силой, либо растворялись в
среде биев племен и родов.
[1] Кляшторный С.
Г., Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А.–А., 1992. С.
188–189.
[2] Султанов Т. И.
Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М., 2006. С. 266–267.
[3] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 164, 165; Бикбаев Р. А. Башкурды // Ядкяр. 2002. №
3. С. 63.
[4] Федоров-Давыдов
Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. С. 52–53.
[5] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С.
218–219.
[6] Зайцев И. В.
Астраханское ханство. М., 2004. С. 25–26.
[7] Тизенгаузен В.
Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений. М.–Л., 1941. С.
63; По Муиззу, известный противник Тохтамыша Урус является потомком
Тука-Тимура.
[8] Назаров П. К.
К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. 1890. № 1. С. 167.
[9] Хусаинов Г. История
башкир // Ватандаш. 2006. № 9. С. 93. На башк. яз; Тохтамыш также является
потомком Тука-Тимура.
Муйтен бей ушел за Дон и ханами башкир стали чингизиды -потомки Шейбани
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить